Ежегодник европейских охотников | Печать |

Холостов В. Г.



В различных отраслях науки и знания появляются издания, представляющие собой несомненную познавательную и культурную ценность. К таким изданиям со всей серьезностью можно отнести фундаментальный иллюстрированный «Ежегодник охотника» («Das Jahrbuch des Jagers». Verlag «Das Bergland-Buch», Salzburg — Stuttgart). Он предназначен для охотников и работников охотничьего хозяйства, говорящих на немецком языке (а на нем говорят не только в обоих германских государствах, но и в Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне; владеют им и многие охотники скандинавских и других европейских стран).

Ежегодник выходит в свет с 1962 года. Это объемистая — более 300 страниц — книга, отпечатанная на прекрасной бумаге, в коленкоровом переплете и блестящей суперобложке. По замыслу составителей, в число которых входят президент Международного союза охотников граф Георг Турн-Вальзассина, видные ученые и специалисты охотничьего дела Австрии и ФРГ, «Ежегодник» должен представлять собой широко задуманную «европейскую охотничью хронику». И не случайно поэтому среди соавторов первых двух книг мы видим Тауно В. Мэки — главного инспектора охотничьего хозяйства Финляндии, представителей Швейцарии и ряда других государств.

Основное содержание книг — всесторонние социально-исторические и экономико-охотоведческие обзоры различных земель (областей) Федеративной Республики Германии, Австрии, законченные очерки о других странах Западной и Восточной (а в перспективе — и Южной) Европы, Скандинавии. Наряду с этим каждая книга содержит много публицистического материала и научных статей, затрагивающих наиболее актуальные проблемы современного охотоведения, современной охоты.

Вот, например, лаконичный перечень основных глав первого тома «Ежегодника» (1962): дичь и охота в ФРГ — в землях. Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Нордхайн-Вестфалия, Гессен, Бавария; то же в австрийском Тироле, югославских Словении и Славонии, в Венгрии и Румынии. В книге затронуты вопросы научно обоснованного воспроизводства благородного оленя, приведены факторы для определения его допустимой плотности, даны обстоятельные, серьезные обзоры, сопровождаемые развернутыми таблицами, рельефными и зоогеографическими картами местностей, множеством штриховых иллюстраций, репродукций средневековых картин и рисунков, выполненных известными зарубежными графиками Ф. В. фон Нотцом, А. Пильхом и Г. Брунтцшем.

Вторая книга «европейской охотничьей хроники» («Ежегодник охотника», том II, 1963) также является подлинным произведением полиграфического искусства. Разноцветными полутонами выделены таблицы и рисунки, многие из которых воспроизведены Адальбертом Пильхом из средневековых хроник. Помещено двадцать карт описываемых местностей и зоогеографического распределения охотничьей фауны. Почерпнутая из старых фолиантов, щедро разбросана по книге орнаментальная вязь...

Типичной европейской хроникой в этой книге выглядит глава (75 страниц) «Дичь и охота в Баден-Вюртемберге». Она открывается историческим обзором феодальной охоты, бегло касается охотничье-исторических достопримечательностей этих старогерманских государств и подробно рассказывает о видовой и численной динамике местной охотничьей фауны, социальном составе охотников в прошлом и настоящем и, кроме того, приводит цикл национальных охотничьих костюмов XV, XVI и XVIII веков.

В том же духе выдержана и следующая глава книги — об охоте и дичи в княжестве Зальцбург (период с начала IX века до наших дней). В главе рассказывается о видовом, численном и качественном составе копытных, о колебании добычи их и других представителей охотничьей фауны; социально-экономические экскурсы чередуются с великосветской хроникой и занимательной информацией. Мы узнаем, например, что ибисовидная ворона (Gerantlcus eremita) стала жертвой зальцбургских... любителей музыки! Эта область Австрийских. Альп давно считается в Европе наиболее музыкальной. Столицу ее — Зальцбург — и теперь именуют «городом музыки». По мере того как вымирала в XIII—XV веках местная геральдическая автократия, постепенно стали активизировать свою деятельность охотники из простонародья Вороновых птиц, по крайней мере на первых порах, стрелять было дозволено беспрепятственно. А ведь средневековые стрелки из лука и арбалета не уступали в меткости современным ружейным стрелкам! Полые стержни маховых перьев этих пернатых охотники обязаны были сдавать придворной органной мастерской для изготовления клавикордов и других музыкальных инструментов. Однако большая часть перьев тайно сбывалась в Нюрнберг: тамошние купцы платили за них несравненно дороже. В XVI веке шесть раз последовали королевские указы, запрещавшие отстрел акклиматизировавшейся в горах ибисовидной вороны (в обиходе альпийских охотников она звалась «вальдрапп» и «клаусрабе»). Но было уже поздно: в конце XVI века длинноносый хохлатый вальдрапп был полностью истреблен. Дичь и охота — в Бургенланде, в Каринтии, в Швейцарии, Финляндии... — таково содержание II тома «Ежегодника». Заканчивается он небольшой главой «Будущее охоты» — о необходимости поддерживать биологическое равновесие в природе, об оздоровительном и этическом значении охоты в наши дни и ближайшем будущем.

Несмотря на свое сугубо «капиталистическое» происхождение, «Ежегодник, охотника» обрушивается на своих современников, слепо следующих по стопам былых феодалов и плутократов. «Чего стоит, — возмущается книга, — немецкий рекордсмен-“охотник”, который на оленьем реву в 1962 году уничтожил в течение суток 20 оленей-рогачей — не в ФРГ правда, а в Венгрии, — разделив тем самым печальную славу таких великосветских стрелков, как последний король Пруссии — германский кайзер Вильгельм II или австрийский престолонаследник Франц Фердинанд?» Высмеивая снобизм в охоте, отталкивающую картину массового отстрела дичи для собственной потехи, «Ежегодник» с надеждой взирает на рядового охотника, видя в нем главную опору «благородной охотничьей страсти», бережливого охранителя природных сокровищ и лучших охотничьих традиций.

Советские зоологи В. Г. Гептнер, С. М. Успенский и А. Г. Банников нашли в «Ежегоднике» много ценного материала. С уверенностью можно сказать, что знакомство с очередными томами «Ежегодника» (выпуск их, к сожалению, задерживается) окажется полезным и работникам нашего охотничьего хозяйства.

Отрадно также отметить, что издательство «Дас Бергланд-Бух» наряду с книгами широко известных за рубежом охотников-литераторов Поста Перфаля («Лучшие охотничьи истории всех народов» и др.), Г. Фаргаша (приключенческие рассказы об охоте в Бразилии), Рудольфа Лускача («Угодья без границ» — от Карелии до Сибири и Кавказа), полурекламных книг Александра цу Гогенлоэ (об охоте в Танганьике и Кении) выпустило и сборник хорошо знакомых нам рассказов советского писателя-охотника Ивана Арамилева «Охота в тайге». Можно надеяться, что со временем это издательство сочтет нужным дать объективную информацию своим читателям и об охотничьем хозяйстве нашего государства.

Издательство продолжает популяризировать капитальные (преимущественно беллетристические) труды современных европейских охотников и натуралистов. Заслуженным вниманием пользуется, например, ныне здравствующий 68-летний Зигмунд Чехеный — первый охотничий писатель Венгрии, известный в научных кругах исследователь, автор пяти книг об охоте на «Черном континенте», двух книг об экспедициях в Индию и на Аляску, трех книг воспоминаний, об охоте на своей родине. В годы второй мировой войны бомбы уничтожили «Африканский павильон» Венгерского естественноисторического музея в Будапеште. В 1960 году З. Чехеный отправился по заданию музея в свое, восьмое африканское сафари с целью хотя бы частично восстановить бесценные музейные коллекции и экспозиции. В переводе с венгерского издательство «Дас Бергланд-Бух» выпустило новую книгу Зигмунда Чехеного под оригинальным заголовком «Горный черт и пустынные козлы. В ней показаны далеко не безопасные приключенческие встречи с четвероногими обитателями Альп и гор Нубии, охота на всевозможных (в том числе и на наиболее редких) антилоп и газелей Ливийской пустыни. Книга проиллюстрирована превосходно выполненными документальными и жанровыми снимками автора.

С удовлетворением нужно отметить, что большой знаток нашей охотничьей литературы Гелльмут Шёнер сейчас увлеченно работает над переводом произведений русских и советских писателей-охотников для готовящейся к печати издательством «Бергланд-Бух» книги рассказов и очерков об охоте в СССР.

За последние два-три года в ФРГ увидело свет немало специальных книг, выпущенных в других издательствах. Свыше десяти переизданий выдержала книжка X. Кребса «Перед охотничьим экзаменом» (изд-во Ф. Майера в Мюнхене — по заказу старейшего немецкого специального журнала «Немецкий охотник»). 841 вопрос и столько же ответов, занимающих 230 страниц — весь нужный минимум знаний об охране живой природы, биологии зверей и птиц Западной Европы, — знакомят со всеми принятыми в обоих германских государствах способами охоты, нормами поведения и этикой молодого стрелка, основами собаководства и стрелкового дела и т. п. Заканчивается учебник нотами подаваемых в охотничий рог сигналов, в том числе радостным и лаконичным «халали», возвещающим об успешном окончании охоты.

Только одно, специализирующееся на выпуске зоологической, охотничьей и рыболовной литературы, издательство Пауль Парей в Гамбурге выпустило в 1966 году 26 книг для охотоведов и любителей охоты. Среди этих книг обращают на себя внимание очередные пять монографий об охоте в искусстве, в том числе «Каледонская охота в античные времена» Георга Дальтропа и «Охотничьи миниатюры начала XVI века» Курта Линднера. В книжке Вольфа Штуббо «Иоганн Элиас Ридингер» представлены репродукции лучших из 1300 известных охотничьих гравюр этого старого мастера, а Герхард Шакк знакомит читателей с деревянной охотничьей скульптурой японского резчика Тахибаны Морикуни (1679—1748).

Об охотах на различных континентах рассказывает в своей новой книге «Во всех пяти частях света» Георг фон Опель, а о пятидесятилетнем опыте охоты «В Карпатах — дома» — Владимир Бэм. Описанию охотничьих странствий посвящены также изданные в течение одного года книги Франца графа фон-Магниса — «У лагерных огней трех континентов», Ганса Лукса — «По кровяному следу» и Макса Кауфмана — «У берегов жизни». Среди классических переизданий в девятнадцатый раз вышла в Гамбурге книга об охоте («Нидерягд») Дицеля, включающая 372 страницы текста, 200 рисунков и цветные таблицы. Небольшая книжка Бернгарда Нивергельта, открывающая задуманную издательством П. Парей серию монографий о млекопитающих («Маммалиадепикта»), освещает пути успешного восстановления численности альпийского козерога и экологическое сопоставление различных его популяций в Швейцарских Альпах. Этот опыт воспроизводства ценного копытного, являющегося завидным трофеем даже у альпийских стрелков, может быть полезен и советским охотоведам, работающим в области охраны и обогащения нашей охотничьей фауны.

Свои наблюдения о развитии и формировании рогов у копытных, о значимости их для животных и значении как трофея для охотников рассказывает в новой книге «Рога» известный биолог Антон Б. Бубеник; в ней 214 страниц, 215 рисунков и снимков. Пятым изданием выпущено наставление Вильгельма Бигера о методологии и формулистике балльной оценки трофеев (европейские виды). Не забыты издательством и начинающие охотники. Для них предназначены такие новинки, как «Основы охоты» Ганса Бенке, «Книга о капканах» д-ра Гарри Франка и «Словарь охотника» Вальтера Фреверта, собравшего свыше трех тысяч традиционных терминов немецкого охотничьего жаргона, многие из которых уходят корнями в VII столетие. Склад издательства П. Парей в Гамбурге предлагает охотникам еще добрую сотню различных охотничьих календарей, справочников и пособий по собаководству, охотничьему оружию, стрельбе, а также и зоологические работы, изданные в 1960—1965 годах; заодно предлагаются и десятки грампластинок для любителей послушать охотничьи напевы, голоса зверей и птиц в природе, музыку рога и полузабытые нами «Форелевый квинтет» Шуберта, «Вольный стрелок» Вебера, концерт для охотничьего рога Моцарта, сюиту «Охота — занятие богов», совместно созданную Моцартом, Бахом и Гайдном.

Сейчас очень популярны за рубежом красочные, щедро иллюстрированные цветными фотографиями и прекрасно изданные книги об охоте на «экзотических» животных дальних континентов. К этому циклу «свиданий» со слонами, бегемотами, львами, павианами и крокодилами принадлежит вышедшая ограниченным тиражом в Гамбурге — Бергедорфе книжка Одо Вильшера «Сафари в Убанга-Шари и Центрально-Африканской Республике»; в ней 36 цветных фото автора и на полях 30 зарисовок талантливого немецкого графика-анималиста Вильгельма Эйгенера. Еще более интересны в познавательном отношении выпущенные издательством Ульштейн (Западный Берлин — Франкфурт-на-Майне — Вена) книги-альбомы куратора национальных парков Восточной Африки и директора зоологического сада во Франкфурте-на-Майне, известного зоолога и общественного деятеля д-ра Бернгарда Гржимека: «Мы, звери, совсем не такие!», «Полет в страну шимпанзе», «Нет места зверью», «Двадцать зверей и один человек» и другие его работы, кстати уже переведенные на многие языки мира. Советским читателям знакома его книга о носорогах — «Они принадлежат всем», выпущенная в русском переводе издательством «Мысль» в 1965 году; там же в ближайшее время выходит другая книга Б. Гржимека «Серенгети не должно умереть!». Среди подобных изданий обращает на себя внимание переплетенная в тисненую натуральную кожу, выпущенная издательством П. Парей подарочная книга Герда фон Леттов-Форбека, включившая 177 снимков большого формата (в том числе 43 цветных); заголовком ей служит строфа из старинной немецкой песни «Об фухс, об хаз, об хазельхун, об ребокк одер хирш» («Лиса ли, заяц, рябчик ли, косуля иль олень»)... Все эти книги, поступающие к нам в порядке обмена научной и технической информацией и привозимые из зарубежных поездок нашими туристами, все чаще становятся украшением библиотек советских охотников.