В мире книг | Печать |

Гусев В. Г.



За последнее время книжные полки охотников, натуралистов и просто любителей природы пополнились целым рядом изданий.

Из выпущенных книг об охоте в первую очередь следует упомянуть классический труд энциклопедиста охотничьего дела дореволюционной России Леонида Павловича Сабанеева. Его «Календарь охоты», впервые вышедший в 1892 году, вновь выпущен в 1964 году издательством «Наука», но, к сожалению, под неудачным и ничем не оправданным названием «Календарь природы».

На этой книге учились поколения русских спортсменов, охотоведов и биологов, но массовому читателю она была почти недоступна, так как первое издание «Календаря охоты» вскоре стало библиографической редкостью.

Написанная в конце прошлого столетия, книга отнюдь не утратила интереса и значения для нашего современника.

Богатейший познавательный материал в сочетании с простотой и ясностью изложения выгодно отличают этот «старый» «Календарь» от многочисленных «Основ», «Справочников» и «Настольных книг», заполоняющих сейчас книжный рынок.

Книга Сабанеева доносит до нас своеобразную культуру русской охоты во всем ее многообразии. Она знакомит читателя с различными способами охот, сезон которых длится в течение двенадцати месяцев. Пусть не пугает это поборников охраны природы. Для настоящего спортсмена охота не ограничивается стрельбой уток, зайцев и других охотничьих животных в день открытия сезона. В книге Сабанеева, кроме специального раздела о породах собак, имеется описание ста тридцати семи охот, дающих человеку отдых и радость. Из них девяносто семь непосредственно связаны с добыванием различных видов дичи в различные сезоны охоты, а сорок наполняют его досуг бескровными заботами о любимом деле.

«Календарь охоты», как увлекательная энциклопедия русского охотничьего спорта, войдет в список настольных книг-друзей самого широкого круга читателей.

К числу нестареющих книг, которые в равной мере интересны для охотника и неохотника, относятся воспоминания Джона Теннера «Тридцать лет среди индейцев». На русском языке они впервые выпущены издательством иностранной литературы в 1963 году (на английском языке вышли в свет еще в 1830 г., в Нью-Йорке).

В чем же секрет вечной молодости этой книги?

Трагическая судьба индейского народа описана человеком, который с ним вырос, делил кров, пищу, труд и бесконечные голодовки. Джон Теннер в раннем детстве был похищен индейцами, среди них провел большую часть жизни, усвоил их мудрые обычаи и детские верования. Он на своей шкуре прочувствовал все «блага» цивилизации, принесшие гибель его друзьям. Индейцы Теннера не похожи на гордых, но мрачноватых скальпоснимателей, знакомых нам с детства по книгам Ф. Купера и Майн-Рида. Мудрые обычаи предков обязывают их бережно относиться к жизни даже неприятных соплеменников и помогать им в трудные минуты. А суровая жизнь и повседневные заботы отнюдь не предрасполагают к охоте за скальпами. Прочтите, как бесславно кончалось большинство описанных Теннером походов. Людям труда всегда некогда было воевать...

Книга Дж. Теннера, получившая высокую оценку А. С. Пушкина (журнал «Современник» за 1836 г.), сохраняет свой интерес и через сто тридцать лет, особенно для любителей охоты и природы, интересующихся жизнью народов мира.

Читателям, интересующимся жизнью животных, полюбились книги молодого зоолога и писателя Игоря Акимушкина.

Его «Следы неведомых зверей» — о новых и ожидаемых открытиях в мире животных — за короткий срок выдержали два издания. Последнее было выпущено издательством «Мысль» в конце 1964 года, но уже сейчас книгу эту можно приобрести лишь случайно.

С большим интересом читается книга об осьминогах и других головоногих моллюсках — «Приматы моря», вышедшая в 1963 году в том же издательстве. Популярно и очень тепло рассказывает автор об этих «холодных жителях подводного царства», знакомых нам по «страшным», в большинстве надуманным, рассказам путешественников и романистов. В основу книги положен богатый материал, собранный исследователями целого ряда стран, и личные наблюдения. Ведь именно осьминогам была посвящена кандидатская диссертация И. Акимушкина — зоолога.

Но, пожалуй, наибольший интерес читателей всех возрастов и профессий вызвала последняя книга И. Акимушкина «И у крокодила есть друзья» (изд-во «Молодая гвардия», 1964 г.).

Большинство из нас, даже многие специалисты-биологи, привыкли считать конкуренцию и взаимное уничтожение организмов основным фактором эволюции в природе...

В книге приведено высказывание Климента Аркадьевича Тимирязева, который характеризует это явление следующими словами: «Нам так прожужжали уши словом борьба, что как-то отрадно остановиться мыслью на этом мирном уголке природы, где два бессознательных существа подают пример разумного союза, направленного к обоюдной пользе».

Игорь Акимушкин знакомит читателя с множеством таких уголков, где самые различные существа не только мирно уживаются, но становятся взаимно полезными и трогательно, даже самоотверженно, с человеческой точки зрения, помогают друг другу.

«Коммунальные квартиры» гигантских ящериц и буревестников, мирное сосуществование грозных хищников и мелких пернатых, которые находят защиту у сильного, дружба птиц со слонами, даже с крокодилами, «дружба» кенгуру с цветком и множество других примеров содружества в живой природе открываются читателю этой книги.

Интересные разделы посвящены тому, как родители самых различных животных заботятся о своем потомстве, как складываются взаимоотношения особей в стае, как общаются между собой насекомые, рыбы, птицы и звери, как многие животные пользуются не только звуковой сигнализацией, но и «языком» жестов, танцев, красок и множеством других способов общения. Автор книги пользовался материалами самого широкого круга исследователей, однако труд его не назовешь компиляцией. Самобытное видение предмета, манера изложения и несомненный писательский дар делают книгу безусловно оригинальной.

Тем, кто интересуется повадками животных, любит наблюдать их на воле, в зоопарках и у себя дома, следует непременно познакомиться с книгой Яна Жабиньского «Возможность взаимопонимания».

Впервые выпущенная в 1950 году на родине автора, в Польше, эта книга лишь недавно была издана нашими польскими друзьями в русском переводе. Автор книги, зоолог по профессии, в течение четверти века возглавлял деятельность Варшавского зоопарка, поддерживал тесную связь с лучшими зоопарками мира, с широким кругом натуралистов и профессиональных звероловов. У себя на родине он широко известен как опытный специалист и талантливый зоолог-популяризатор, а у нас его не без основания называют «польским Мантейфелем»... С нашим русским ученым его роднит общее поприще, дар проникновения в мир и психологию животных, наконец, умение обобщать наблюдения, делать из них выводы и доносить свои знания до широких масс.

Ян Жабиньский любит животных, он на практике познакомился с самыми интимными сторонами их жизни и в своих увлекательных рассказах вводит читателя в мир восприятий, потребностей и взаимоотношений своих подопечных. А в их число входило множество самых интересных представителей животного царства — от домашней собаки до кенгуру, окапи и гориллы.

С подкупающей теплотой автор рассказывает о жизни животных на свободе и в неволе, о трудностях, возникающих на каждом шагу при содержании и разведении животных, проникновенно раскрывает внутренний мир разноплеменного населения зоопарка. Его наблюдения не только интересны, но и помогают читателям разобраться в собственных наблюдениях и промахах, сделанных в природе, на охоте, на звероферме или при дрессировке животного.

Кто не мечтал, хотя бы в детстве, поближе познакомиться с жизнью тропических джунглей и поохотиться на их грозных обитателей! В 1964 году издательство «Наука» выпустило две книги о такой охоте.

Автором одной из них является Джим Корбетт, знакомый нам по ранее вышедшим книгам — «Кумаонские людоеды», «Леопард из Рудрапраяго» и «Моя Индия». Его новая книга — «Храмовый тигр» — продолжает серию рассказов — воспоминаний автора об увлекательных и опасных охотах на людоедов непальских джунглей.

Одна из ярких особенностей произведений Джима Корбетта — сочетание приключенческого элемента со скрупулезной точностью добросовестного рассказчика и подлинного натуралиста. Вот почему книги этого автора с интересом читают люди всех возрастов и профессий, а для охотника и любителя природы они особенно ценны.

Единоборство с опасным зверем, который мешает всем спокойно жить, — вот приключение Мужчины и Человека, достойное уважения люден всех времен и народов. Для героев таких приключений сплетали венки девушки каменного века, древнегреческие поэты слагали в их честь торжественные гимны, и в наше время, не богатое такими приключениями, рассказы о них увлекают читателей несравненно больше, чем выдуманные «подвиги» детективов, гангстеров и воителей. Особенно приятно, когда такой герой оказывается не суперменом с могучими мышцами и кулаками и с неразлучным карабином, а скромным, думающим человеком, который любит наблюдать и фотографировать животных гораздо больше, нежели охоту на них.

Именно такими предстают перед нами Джим Корбетт и новый для нашего читателя автор книги об охоте в джунглях — Кеннет Андерсон. Его «Черная пантера из Шиванипали» также посвящена охоте на тигров и леопардов, для которых человек, в свою очередь, стал дичью. С большим мастерством, тонким юмором, любовью к природе и к труженикам Южной Индии написана эта книга (изд-во «Наука», 1964 г.).

С иного рода охотой знакомит нас книга венгерского зоолога Иштвана Денеша «Впереди Килиманджаро» (изд-во «Мысль», 1964 г.). Необходимость пополнить музейные коллекции новыми экспонатами заставила автора участвовать в Африке на своеобразной охоте за трофеями, которой в основном занимаются состоятельные бездельники. Подлинными охотниками здесь являются негритянские следопыты и белые организаторы охот, которые принимают на себя все ее трудности и опасности, предоставляя своим нанимателям право выстрела и трофеи.

Иштван Денеш с большой теплотой и юмором повествует о своем путешествии, встречах с людьми и животными. Охотник демократической страны, невольно оказавшийся в положении богатого собирателя трофеев, он с юмором относится к таким подвигам, как собственный выстрел по прикормленному егерями леопарду. Занимаясь своим серьезным и нужным делом, увлеченно рассказывая об охотничьей фауне, охотничьем хозяйстве и природе Африки, Иштван Денеш не приемлет всерьез охоту приезжих туристов и в ряде мест сравнивает ее с охотой в Венгрии.

Наш читатель в ряде случаев не может согласиться с оценками и взглядами автора книги. Не касаясь парадной стороны охоты, мы замечаем в охотничьем хозяйстве Африки, в повседневном труде подлинных африканских охотников многое, что роднит их с нашими охотничьими традициями.

Строгое соблюдение заповедного режима, уважение к нормам отстрела, учет добытой дичи и большое личное мужество охотников — все эти благородные традиции существуют у нас издавна и повсеместно. И нашему читателю удивительно, что Иштван Денеш не заметил этого главного в охотничьем деле, сокрушаясь о показной, так сказать ритуальной, стороне охоты, принятой в Западной Европе.

В своеобразный мир пустынных и суровых предгорий Анд переносит читателя книга Антонио Арлетти «Трампеадор» (изд-во «Мысль», 1964 г.). Неведомой экзотикой представляются для нас пустыни далекой Патагонии. Многие видели обитающих там страусов, гаунако, пум и броненосцев лишь на картинках, и нам трудно представить встречи с ними как с обычной дичью, добываемой на ужин или ради шкуры.

Но, несмотря на всю экзотику тех мест, где происходят описанные в книге события, они удивительно близки нашему читателю.

Суровые трудовые будни трампеадоров, как зовут в Аргентине охотников-промысловиков, их палаточный быт, путешествия на утлой лодчонке по бурным порожистым рекам — все это происходит как будто в промысловом районе Сибири, где добывают пушнину и дичь наши таежники.

Приятно узнать новое о далекой интересной стране и еще приятнее лишний раз убедиться, что расстояния и природные условия отнюдь не мешают взаимопониманию тружеников земли.

Природе и людям Патагонии посвящена и другая книга, выпущенная в 1964 году тем же издательством, — «Земля шорохов» Джеральда Дарелла, известного нашим читателям по ранее выходившим книгам «Перегруженный ковчег» и «Под пологом пьяного леса».

Вдумчивый, влюбленный в природу натуралист и блестящий, наделенный изящным юмором рассказчик, Дж. Дарелл в новой книге знакомит нас с одной из своих экспедиций за животными.

Он добывает и приобретает их не ради шкур или мяса. Звери и птицы нужны людям живыми, чтобы жители больших городов, оторванные от природы, могли любоваться ее детищами и изучать их в зоологических парках.

Стремясь сохранить оказавшееся в неволе животное, человек должен быть очень знающим, чутким и наблюдательным. В свое дело он должен вложить частицу своей души. И на страницах книг Дж. Дарелл щедро делится всем этим с читателем.

Фотоохотники, охотники с киноаппаратом, дрессировщики животных и просто любители природы были приятно обрадованы выходом книг Иштвана Хомоки-Надя, посвященных фото- и киносъемкам животных.

Будапештским издательством «Корвина» для русского читателя были изданы две его книги: «С кинокамерой в таинственном мире птиц и зверей» и «Друзья».

Создатель целого ряда фильмов о животных, охоте и природе, автор этих книг рассказывает историю своих работ, раскрывает творческую лабораторию труженика и вдохновенного художника.

Среди многочисленных иллюстраций, которые украшают книги, имеются отлично выполненные фотографии только что вылупившегося дикого утенка, куличка-авдотки и козодоя. Казалось бы, простые, отнюдь не уникальные объекты съемок... Но тот, кто сам охотился с фотоаппаратом, кто сам «кормил» комаров, мерз и промокал в лесных чащах и болотистых топях, знает цену таким снимкам.

Хомоки-Надь вводит читателя в таинственный мир птиц и зверей, как в сказочный хрустальный дворец, который легко разрушить малейшей неосторожностью. Это видение он дарит людям в своих замечательных фильмах и рассказах об их съемках.

Вторая книга Хомоки-Надя — «Друзья» — посвящена фильму о «трех мушкетерах животного мира» — венгерской легавой, таксе и охотничьем ястребе, которые волею случая оказались без хозяина в болотистых «джунглях» озера Балатон. Герои фильма попадают в самые затруднительные положения, сталкиваются с дикими животными, плохими и хорошими людьми, совершают свои звериные и в то же время подлинно человечные поступки. Для съемки этого фильма, где животные действуют как бы самостоятельно, потребовалось много труда сценариста, оператора и дрессировщика, наделенного даром проникновения в мир восприятия и способностей животных.