Бескровная охота | Печать |

Знаменский Ю.



Многие охотники-спортсмены, кроме ружья, пользуются также и фотоаппаратом, а в последнее время и узкопленочной кинокамерой. Одним из энтузиастов бескровной охоты был известный зоолог С. А. Бутурлин. Его книга «Охота с камерой» была издана еще в 1913 году и пользовалась в свое время широкой известностью. Он придавал охоте с фотоаппаратом огромное значение, как средству охраны родной природы, и считал ее настоящим спортом.

Хорошо был известен и охотник с камерой, замечательный ученый, лауреат Государственной премии зоолог С. И. Огнев. Созданные им книги «Жизнь леса» и «Звери СССР и прилежащих стран» иллюстрированы его же снимками. Написал он и популярную работу «Фотография живой природы».

Известно среди следопытов-натуралистов и имя профессора С. С. Турова, отдавшего увлекательному делу бескровной охоты более сорока лет своей жизни. В своей увлекательной работе «Натуралист-фотограф» он пишет: «Одной из задач превращения охотничьего промысла в плановое охотничье хозяйство является изучение типов охотничьих угодий, биологии промысловых животных, учет их поголовья, изучение следов их деятельности, способов и условий охоты. Роль фотографии в этой работе очень велика, и фотограф-охотник найдет здесь широкое применение своему искусству,

Помимо научного значения, фотографирование живой природы имеет и чисто спортивный интерес, вырабатывая у охотника и натуралиста находчивость, ловкость, смелость и хладнокровие».

Увлекался охотой с фотоаппаратом и замечательный писатель М. М. Пришвин. Для него снимки живой природы были своеобразной «записной книжкой».

«Меня привлекает фотография своей, особенной перед всеми искусствами, силой документально подтверждать явления жизни, которые принято считать поэтическим вымыслом», — записал как-то писатель в своем дневнике.

Темой снимков писателя была родная природа, пейзажи, растения, птицы, звери, сцены охоты. Любил он снимать и своих охотничьих собак. И часто для того, чтобы снять какую-нибудь сцену из жизни обитателей леса, он часами сидел в засаде или осторожно подкрадывался с фотоаппаратом в руках к пугливой птице или осторожному зверю.

«Много раз во время путешествий своих я встречал молодых людей, занятых фотографией природы. Часто они показывали мне замечательные снимки, которые, несомненно, могли бы конкурировать с хорошими гравюрами», — писал Пришвин в одной из своих статей.

Охотники с фотоаппаратом популярны не только в Советском Союзе. Их много и за рубежом, в странах народной демократии. Хорошо известны имена фотографов-натуралистов доктора Отакара Степанека, фоторепортера Эрика Тайлинека, доктора В. Станека в Чехословакии, Артура Гаудинга и Герхарда Краузе в ГДР, Влодзимера Пушальска в Польше. Они создали замечательные фотоальбомы о природе и животном мире своих стран.

С развитием техники фотосъемок, распространением любительской кинематографии на узкой, 16 и 8-миллиметровой, пленке многие охотники-натуралисты фотокамеру сменили на киноаппарат.

Еще на заре кино орнитолог Черри Киртен снял фильм о «семейных» делах кукушки. Этот фильм триумфально шествовал по миру, конкурируя с художественными боевиками.

История охоты с киноаппаратом, создания фильмов из жизни диких животных связана и с именами американского чучельщика, кинооператора-любителя Карла Экли, путешественника и кинорежиссера Мартина Джонсона, натуралиста с кинокамерой Роберта Флаерти, французского путешественника Жана Бенезека. В скандинавских странах любят и хорошо знают фильмы о горных орлах и «интимной» жизни птиц — шведа В. Берга. По экранам всего мира с огромным успехом прошли фильмы о гигантской змее анаконде и гигантских жабах — кинооператора-зоолога Р. Бломберга. Немало интересных фильмов о родной природе за последние годы снял и венгерский писатель и кинооператор доктор Иштван Хомоди-Надь. За свои кинокартины «История сокола балобана», «В краю тихих вод», «От весны до листопада», «В лесу кобчиков» он был награжден правительством премией Кошута. Картины эти неоднократно отмечались и на международных кинофестивалях.

Широкие круги зрителей любят и знают авторов фильмов о родной природе — советских кинорежиссеров и операторов, мастеров научно-популярной кинематографии А. М. Згуриди, В. Г. Долина, Л. А. Антонова, Г. А. Кабалова, М. М. Пискунова, П. П. Уточкина и других. Большими друзьями охотников, тонкими ценителями и знатоками спортивной охоты проявили себя и авторы кинокартины «Повесть об охоте» братья А. и Е. Алексеевы.

Но если еще совсем недавно охота с киноаппаратом была доступна для немногих «избранных», то сейчас положение изменилось. Эта охота поистине становится массовой. Она увлекает уже сотни и тысячи людей. В Москве создано Общество кинолюбителей и Клуб кинопутешествий. Организованы секции по работе с кинолюбителями в Союзе работников кинематографии СССР и его отделениях на местах. Возникли секции кинолюбителей при Дворцах культуры и клубах. Работают секции при Московском городском доме туриста, Московском и Ленинградском домах ученых Академии наук СССР, Центральном доме литераторов, Домах актера, Домах офицеров. Наконец, имеются сотни самодеятельных киностудий при заводах и учреждениях.

Среди кинолюбителей немало охотников с киноаппаратом. В своих фильмах они рассказывают с экрана о жизни птиц, зверей, насекомых. Созданы первые любительские кинокартины об охоте и охотниках, заповедниках, туристских походах и путешествиях по родной стране.

В Ленинграде часто можно увидеть фильмы охотника с киноаппаратом, научного работника И. И. Гомельского, они смотрятся с захватывающим интересом, как бы воскрешая на экране волнующие страницы пробуждающейся природы, томительные часы выслеживания птиц. И какое знание повадок зверей и птиц, какое мастерство, а главное упорство и настойчивость надо иметь, чтобы создать все эти замечательные кинокадры!..

Много интересного сняли и охотники с киноаппаратом: сотрудник Института водного транспорта М. А. Каше, руководитель кинолаборатории М. Д. Арон, профессора А. А. Корчагин, Е. С. Виноградов, А. И. Гусев и другие энтузиасты бескровной охоты. Их фильмы полны поэзии природы и заражают настоящей охотничьей страстью.

Эти любительские фильмы имеют ценность не только для друзей и знакомых. Их значение неизмеримо выше. Они являются как бы своеобразной кинолетописью спортивной охоты, служат замечательным средством популяризации охраны природы, привлекают внимание к изучению родной фауны.

Что же необходимо в первую очередь охотнику с фото- и кинокамерой? С чего начать? Как сделать свои первые шаги на этом увлекательном поприще?

Первое, что необходимо, это — аппаратура. Удобнее всего для этой цели использовать зеркальную камеру. Малоформатная фотокамера «Зенит» позволяет проводить съемку телеобъективом даже небольших насекомых в натуральную величину. Кроме того, этим аппаратом можно фотографировать через телескоп, бинокль и микроскоп. Съемка со сменными объективами и насадочными линзами здесь не требует никаких дополнительных приспособлений. Кроме «Зенита», могут быть использованы для охоты и другие фотоаппараты.

Для киносъемок наиболее пригодны узкопленочные киноаппараты. Узкий фильм весит в пять с половиной раз меньше нормального. Несмотря на то, что узкая пленка несколько менее прочна, чем широкая, срок ее службы составляет не менее пятисот сеансов. Большим преимуществом ее является и то, что она не горит. Фильмы, снятые на 16-миллиметровой пленке, могут показываться по телевидению и после перевода на нормальную пленку демонстрироваться в кинотеатрах.

В настоящее время советская киномеханическая промышленность выпускает целый ряд узкопленочных кинокамер.

В снаряжение охотника с фото- и кинокамерой, кроме аппарата, входят: сменная оптика, светофильтры, переходные кольца, бленда, кассеты, штативы, экспонометры и другое оборудование.

Охотники с кинокамерой чаще всего снимают на обратимой кинопленке. Она позволяет сразу получать позитивное изображение. Для цветных киносъемок выпускаются негативные, позитивные и обратимые черно-белые и цветные многослойные кинопленки.

Работа с узкопленочной кинокамерой не труднее, чем фотографирование.

Для создания правдивых и ярких снимков и фильмов о живой природе надо уметь правильно построить кадр в композиционном отношении, проявлять творческую инициативу. Охотник с камерой должен «поймать» наиболее выразительный момент съемки, а также уметь отличить главное от случайного.

Ружейный охотник часто сидит без дела. Для охотника с фотокамерой нет запретных территорий и сроков. Бескровная охота может быть в любое время года. Каждый охотник найдет вокруг себя немало интересных сюжетов не только из жизни диких птиц и зверей, но и из области деятельности человека, преобразующего животный мир нашей Родины. Нередко безружейный охотник имеет возможность принять участие и в коллективной охоте, близко познакомиться с жизнью и бытом охотников-промысловиков и охотников-спортсменов, их снаряжением. Все это замечательные темы для охотника с камерой. Разве не интересно показать охотников в разное время года, во время подготовки к охоте, во время самой охоты, рассказать о случаях на охоте, технике охоты?

Охота с камерой требует настойчивости, упорства, уменья преодолевать различные трудности. Приходится применять скрадывание, маскировку, использовать различные приманки, приручать животных, иногда даже инсценировать отдельные сцены.

Бескровная охота — большое, нужное и увлекательное дело. И к этому вопросу следует привлекать внимание многочисленной армии охотников-спортсменов, всех тех, кто любит родную природу.

Очень хорошо, что этим делом заинтересовались печать, добровольные охотничьи общества. На конкурсах, ежегодно проводимых Росохотрыболовсоюзом, на различных фотовыставках все чаще и чаще можно увидеть снимки из жизни природы, об охоте и охотниках, на экранах телевизоров — любительские фильмы, снятые охотниками с киноаппаратом.

Хочется пожелать успеха всем энтузиастам этого нового вида спортивной охоты, всем тем, кто взял в руки фото- или кинокамеру, фоторужье.