Прототипы «Охотников на привале» Перова | Печать |

Маштафаров В. Н.



Картина «Охотники на привале» — одна из самых популярных среди многочисленных произведений Василия Григорьевича Перова. Написанная в 1871 году и появившаяся на 1-й Передвижной выставке, она еще до выставки была замечена Павлом Михайловичем Третьяковым и приобретена им для своего собрания. Находясь в экспозиции галереи, она неизменно привлекала внимание многочисленных посетителей.

Картина представляла русское искусство и за рубежом. В 1873 году она экспонировалась на Всемирной выставке в Вене, а в 1878 году — на Всемирной выставке в столице Франции. И всюду успех сопровождал ее появление.

Перов с большим искусством изобразил сцену охотничьего привала. Опытный и бывалый охотник повествует о своих «подвигах»; рассказывает он мастерски, образно. Молодой охотник весь поглощен рассказом, — у него нет и тени сомнения в достоверности всего, что он слышит. А вот его сосед — скептик: характерный жест и лукавая усмешка свидетельствуют о том, что он весьма сомневается в правдивости рассказа.

В. Г. Перов был художником-реалистом; типы для своих картин он брал из жизни. Но кто же прототипы «Охотников на привале»? Все они тоже были взяты из действительности, из круга близких друзей художника; по сути дела, картина явилась своеобразным сочетанием жанра и портрета.

В образе охотника-рассказчика Василий Григорьевич изобразил популярного в Москве врача Дмитрия Павловича Кувшинникова — страстного любителя охоты. (Сохранившиеся фотографии Д. П. Кувшинникова (даже в старости) свидетельствуют о несомненном сходстве с персонажем Перова. — Авт.) В дальнейшем Кувшинников стал известен в художественных и театральных кругах. В год появления картины он женился на Софье Петровне Сафоновой; а в 80-х и 90-х годах их квартира, помещавшаяся в Малом Трехсвятительском переулке (теперь Малый Вузовский), прославилась как место частых сборищ лиц, связанных с театром, живописью, литературой.

Особую известность салон Кувшинниковых приобрел благодаря тому, что постоянными посетителями в нем были молодые братья Чеховы и братья Левитаны. Вся художественная и артистическая Москва знала и любила чету Кувшинниковых. Сама Софья Петровна была художница, ученица и близкий друг Исаака Ильича Левитана. Рисовал и Дмитрий Павлович.

Увлекались супруги и охотой. На почве охотничьих интересов у Дмитрия Павловича появлялись также многочисленные друзья. Одним из таких друзей, а одновременно и художника Перова, был врач и любитель художник — Василий Владимирович Бессонов. Перов в 1869 году написал великолепный портрет Бессонова, получив первую премию в обществе любителей художеств. В 1878 году этот портрет экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Впоследствии, в 1879 году, портрет Бессонова вошел в собрание Третьяковской галереи. Вот с врача Бессонова и написал Перов охотника-скептика.

В образе молодого охотника Перов изобразил двадцатишестилетнего Николая Михайловича Нагорнова, близкого друга Кувшинникова и Бессонова. В 1872 году Николай Михайлович женился на Варваре Валериановне Толстой, любимой племяннице великого писателя, и стал близким человеком семьи Толстых.

(Вот что писала 18 ноября 1962 года автору этой заметки Анна Николаевна Володичева, дочь Н. М. Нагорнова: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и потому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Ник. Мих. и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым (“Охотники на привале”). Кувшинников Д. П. рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец — внимательно, а Бессонов — с недоверием»...)

Будучи в 1892 году членом Московской городской управы, Нагорнов сумел оказать дружескую услугу И. И. Левитану. Великий художник в этом году, согласно приказу московского генерал-губернатора, наравне с другими лицами еврейской национальности лишался права проживания в Москве. Нагорнов принимал участие в хлопотах о разрешении Левитану жить и работать в Москве. Благодарный художник в 1893 году написал портрет Нагорнова, который в настоящее время хранится в фондах Третьяковской галереи.

Вот кого из своих друзей-москвичей изобразил В. Г. Перов на своей популярной картине.