Охота с киноаппаратом | Печать |

Знаменский Ю.

 


Еще в юности, сразу после окончания университета, я познакомился с одним кинолюбителем. Он показал мне свой маленький узкопленочный аппарат, которым снимал фильмы о природе, путешествиях и животных.

Какие увлекательные были эти фильмы!

...Новая Земля. Где-то внизу о крутой берег разбиваются холодные волны. Как солдаты на параде, плечо к плечу, сидят на скалах кайры. Их здесь десятки тысяч. Вот одна из мамаш подталкивает птенца. Сейчас он попытается свершить свой первый полет.

...Камчатка. Река кипит от поднимающейся вверх по течению кеты. На берегу сидит неуклюжий с виду медвежонок. Он внимательно смотрит на рыбу. Быстрое движение лапой, — и огромная рыбина уже бьется на берегу.

...Печора. Верховья реки Илыч. Заповедные леса. Ветвисторогий великан — лось. Охотники, собирающиеся на промысел.

С тех пор я заболел кинолюбительством. Днем и ночью мечтал о съемках и аппарате. У себя на столе я оборудовал целую киностудию. Делал пробы, проявлял, печатал, склеивал и переклеивал свои первые любительские фильмы. Горечь неудач сменялась радостью первых успехов.

Я понемногу забыл о ружье. Во мне родился «охотник с киноаппаратом». Меня уже привлекали не трофеи, которые я приносил в ягдташе, а кадры, снятые на пленку, фильмы с «актерами», которые обитают в лесах и полях, на озерах и по берегам рек.

Я не пропускал ни одного фильма о природе и животных. Моими любимыми книгами стали описания путешествий и опасных приключений натуралистов и кинооператоров. Моими приятелями стали кинооператоры и режиссеры научно-популярных фильмов.

 

I

Это было время немого кино. На экранах шли фильмы «Мисс Менд», «Отец Сергий», «Процесс о трех миллионах», «Человек из ресторана».

 Шли и американские картины с погонями и убийствами. Но среди этих заграничных «боевиков» попадались и интересные ленты, снятые подлинными любителями природы, настоящими «охотниками с киноаппаратом».

Особенно запомнились кинофильмы «Чанг», «Моана», «Симбо». В них было много волнующей правды о первобытной природе, о далеких странах и путешествиях, о жизни диких животных.

Изучая литературу о первых съемках животных, я столкнулся с описанием фоторужья Морея, с приспособлениями американца Мейбриджа для съемки бегущих лошадей. Мейбридж устанавливал вдоль трека фотоаппараты, и, когда лошади, пробегая, наступали на отдельные доски, расположенные, как клавиши пианино, происходила моментальная съемка.

В 1896 году изобретатель Люи Люмьер, сконструировавший киноаппарат, начал проводить и первые киносъемки животных.

Английский орнитолог Киртен заинтересовался жизнью кукушки. Вместе со своими пятью друзьями он решил подробно изучить, все ее похождения. Киртен нашел в лесу гнездо какой-то маленькой птички. В нем оказалось яйцо, положенное туда кукушкой. Расположившись на соседнем дереве, он решил шаг за шагом снимать все, что будет дальше.

И вот аппарат запечатлел первые кадры... Из яиц вылупляются птенцы. Появляется на свет и кукушонок. Этот «приемный сын» больше своих братьев почти в два раза. Мать одинаково заботливо кормит всех птенцов. Но кукушонок прожорлив. Ему все мало. Он выталкивает своих братьев и сестер из гнезда и остается в нем один. Его мать с утра и до вечера продолжает кормить теперь уже одного кукушонка. Птенец становится крупнее своей кормилицы. Наконец он набирается сил, расправляет крылья и улетает из гнезда.

Это был один из фильмов о жизни природы, который увидели широкие круги зрителей. Он пользовался огромным успехом.

Натуралисты понимают, что киноаппарат является их лучшим помощником. И уже ни одна большая экспедиция не обходится без кино.

В Нью-йоркском музее естественной истории препараторы, чтобы придать животным естественное положение, начинают пользоваться фильмами из жизни животных.

Талантливый скульптор, прекрасный чучельник, большой любитель кино, оператор-любитель Карл Экри создает удобный репортерский аппарат с турелью и несколькими объективами. Этот аппарат сыграл большую роль в развитии киносъемок живой природы.

Но история съемки диких животных, по сути дела, начинается с первых работ путешественника и кинооператора Мартина Джонсона. Он является автором широко известного фильма «Симбо». Для того, чтобы снять эту картину, он провел четыре года в Африке. И все эти четыре года он снимал животный мир «черного материка». В результате был создан фильм, который идет на экране всего только два часа. Четыре года и... два часа. Но и эти два часа принесли ему мировое признание.

В дальнейшем, во время съемок фильмов о жизни диких животных, он уже пользовался автомобилем, танкетками, гидросамолетами. Снимая картину «85 тысяч миль на самолете», он побывал в местах, куда еще не ступала нога человека.

В своих скитаниях Мартин Джонсон был не одинок. Его спутником была жена — Оза. Она профессионально пользовалась кинокамерой и была отличным стрелком.

Еще мальчишкой Мартин Джонсон убежал из дому и сделал несколько рейсов на судах, которые отвозили скот в Европу. Вместе с Джеком Лондоном он проделал замечательное путешествие на маленьком «Снарке».

Приключения во время съемок кинокартины «Людоеды южных морей», когда оператор побывал на острове Мэлекуле, из группы Новых Гебридских островов и позднее на Соломоновых островах, — он подробно описал в книге, которая была переведена на многие языки.

Побывал Мартин Джонсон и в Австралии, на Малайском полуострове и, наконец, в Африке. Здесь, около озера Парадиз, среди диких слонов он построил для себя дом, в котором прожил довольно долгое время. Позднее он поселился в Наираби, около снеговых вершин Килиманджаро.

Он не только снял целый ряд замечательных картин «В сердце Африки», но, ежедневно встречаясь с буйволами, леопардами, носорогами, слонами и другими дикими животными, побывал в «гостях» у львов, вместе с Карлом Экри и Истменом. Об этом посещении львиной долины он рассказывает в одной из своих книг.

«Мы подошли к львам так близко, что меньшее расстояние уже ничего не дало бы для съемок. Тут мы пустили в ход все наши аппараты и объективы.

Львы переходили с места на место. Двое стали на задние лапы и передними обхватили друг друга, словно готовились к борьбе. Один лев подошел к дереву и, став на задние лапы, принялся точить когти о его ствол. Другой схватил камень и стал его подбрасывать в воздух, как котенок клубок ниток. Иные совершали свой утренний туалет, старательно вылизывая свою шерсть.

Мы работали уже около часа, когда Оза вдруг кивнула мне и взволнованно указала рукой назад. Я обернулся и увидел, что три льва зашли к нам в тыл. Звери спокойно стояли сзади нас и смотрели, как мы снимаем их. Потом улеглись, и другие львы стали переходить к нам поближе. Через три минуты мы были окружены тесным кольцом львов. Потом звери начали перебираться в холодок, чтобы вздремнуть там. Скоро мы остались одни, живые и невредимые».

«Едва я начал вертеть ручку, — рассказывает Мартин Джонсон, — зверь стал приближаться. Он стегал себя хвостом по бокам. Время от времени раздавалось его грозное рычание.

Лев приблизился на несколько десятков метров, потом лег, подобравшись, как для прыжка. Шесть раз припадал он к земле. И каждое его движение я запечатлел на кинопленку.

Наконец, он вскочил и бросился на нас. Нельзя сказать, чтобы мне было очень спокойно стоять на месте и снимать. Лев был красив и в то же время ужасен. Он казался большим, словно бык, его грива встала дыбом, страшные зубы были обнажены. Оза выстрелила. Тяжелое тело на мгновение повисло в воздухе, потом рухнуло и покатилось. Лев оказался ровно в четырех метрах от треножника моего аппарата».

Как-то самолет Джонсона сел в саванне недалеко от семьи львов. Они были настроены довольно добродушно. Человека они видели впервые и решили поближе познакомиться с ним. Жена Джонсона была без оружия. Лев пытается влезть в самолет. Что делать? У нее под рукой оказался только табак. Она бросает его прямо в глаза льву. Тот чихает, фыркает и в недоумении отходит от самолета.

Интересен рассказ Джонсона о том, как с киноаппаратом он сидел в засаде, у водопоя:

«В прикрытии темно. Свет бьет только спереди, прямо в объектив. Мы наводим аппарат так, чтобы водоем был в фокусе, и ждем.

Импала и газель Гранта приходят к водоему в течение всего дня. Они идут прямо к воде, не оглядываясь по сторонам. Зебра и орикс приближаются медленно, на каждом шагу оглядываясь и озираясь. Трусливее всех жираф. Он часами может слоняться у водоема, не решаясь прикоснуться к воде. Малейший испуг, и жираф совсем исчезает.

Если одно из животных отважилось подойти к воде, все другие последуют за ним. Эта черта особенно характерна для зебр. Стоит начать пить одной, как толпятся уже в воде сотни голов.

Причина этой осторожности в том, что поблизости находятся хищники».

В своих воспоминаниях Мартин Джонсон рассказывает, что, снимая свои фильмы, ему приходилось опускаться в водоемы, где все кишело крокодилами. Их было здесь не меньше, чем карасей в озере. Попадались озера, на которые нельзя было сесть из-за множества фламинго.

Это была настоящая страна непуганых зверей и первобытной, девственной природы.

Мартин Джонсон как-то снимал диких слонов. В одной руке у него был аппарат, в другой заряженный пистолет. Он прячется за деревом. Слон подходит все ближе. Слух у слонов поразительный. Они могут услышать «шум», который производит муха, ползущая по листу дерева. Слон услышал треск аппарата, он грозно поднял хобот. Оператор ждет нападения и приготовил пистолет. Но вдруг замечает что слон... слеп.

Надолго запомнилась оператору и встреча с носорогом. Мартин Джонсон начал съемку. Жена стоит в стороне с винтовкой в руках. Носорог подходит все ближе. Вот он уже в десяти, в восьми метрах. Внезапно исполин поднимает голову и стремительно бросается на оператора. Но не рассчитав направления, проносится мимо. Носорог отходит на несколько шагов и готовится к новому нападению. В этот момент жена оператора приходит в себя и метким выстрелом убивает животное наповал.

Мартину Джонсону никак не удавалось снять на пленку зебр. Он долго не мог понять, кто предупреждает их о его приближении. И наконец, ему удалось разгадать причину. Им помогают птицы, — они сидят у зебр на спине и в случае опасности дают знать им об этом.

Тогда он пустился на хитрость. Изготовив манекен африканского буйвола и привязав сзади хвост, он отправился в таком «костюме» к стаду зебр. В боках чучела были прорезаны отверстия для съемки. Окруженный со всех сторон зебрами, он успешно снял целый ряд интересных кадров. В стаде, которое он снимал, было по крайней мере 25 тысяч животных. В конце двадцатых годов, когда проводились эти съемки, такие стада зебр не были диковинкой.

Погиб этот отважный кинооператор-натуралист во время одной из своих экспедиций. Его самолет налетел в тумане на скалу.

Широкой известностью пользуется и оператор Роберт Флаерти. Его фильм «Чанг» обошел экраны всего мира. Демонстрировался он и у нас, в Советском Союзе.

Хорошо известно в кругах естествоиспытателей и имя кинооператора-натуралиста француза Жана Бенезека. Его встречи со львами поистине напоминают сказки из тысячи и одной ночи. Он проводит съемки в таких районах, где львы не хотят уступать дорогу автомобилю, и он вынужден был ожидать, пока они скроются среди растительности.

Необычные встречи происходили у него и со слонами. Неоднократно они преследовали его буквально по пятам и ему приходилось спасаться от них на деревьях.

Немало интересных фильмов из жизни животных за рубежом было создано и за последние годы.

В Советском Союзе большим успехом пользовались кинокартины чешских инженеров-кинолюбителей Иржи Ганзелка и Мирослава Зикмунда. Во время путешествия по Африке они засняли четыре с половиной тысячи узкой пленки. На этой пленке им удалось запечатлеть природу и животный мир, жизнь и нравы Черного материка. На побережье острова Эдуард, в 150 км от экватора, путешественники засняли стада слонов. Во время одной из съемок на них стремительно бросился бегемот. Иржи Ганзелка едва не поплатился во время этих съемок жизнью. Его спасла находчивость одного из спутников, который отвлек внимание бегемота. С большими трудностями были сняты и буйволы.

Р. Бломберг снял замечательный фильм о гигантской змее — анаконде. Эта картина пользуется не только у нас, но и во всем мире огромным успехом.

Вот что рассказывает «Охотник с киноаппаратом» — Р. Бломберг о съемке этого фильма: «Я был приглашен на работу в качестве руководителя шведской экспедиции на Амазонку с целью снять научно-документальный фильм о дикой природе джунглей. Причем, самым интересным моментом должен быть эпизод поимки гигантской змеи — анаконды. Я знал, что самым богатым змеями районом была река Каквета в юго-западной Колумбии. Так мы и ориентировались. Первая пойманная нами анаконда была длиной 4,5 метра. История поимки этой анаконды довольно интересна.

Мы плыли по притоку реки Колуан-Каквете, когда неожиданно обнаружили анаконду, лежавшую на стволе дерева, плывшего по реке. Поймать анаконду на плывущем дереве — очень сложная задача. Если же она соскользнет в воду, то и совсем невозможно: в родной стихии змея невероятно быстра и изворотлива. Захватив сети, мы повели свое наступление. Змея казалась равнодушной, только язык работал быстро-быстро. Ледяные глаза змеи наблюдали за нами. Мы подвели свое маленькое каноэ к дереву и привязали его к ветвям так, что течение не могло отнести нас в сторону. Я и наш проводник, держа конец сети, осторожно добрались до берега, где вплавь, а где вброд. Муноз (наш набивщик чучел) и Торгней (директор картины) сидели в каноэ, держа наготове ружья с взведенными курками. Наконец, сеть была растянута между берегом и лодкой и приходилась как раз над змеей. Тихо приблизились мы к анаконде. Каждый приготовил лассо. В то время как свободным концом веревки мы обвивали тело змеи и ствол дерева, Джордж, зажав зубами кинжал, закидывал и старался укрепить другую сеть вокруг змеи. Торгней взял кинокамеру и начал съемку. Стрекот кинокамеры, казалось, разбудил змею: она приподняла голову. Мы замерли. Секунды казались минутами. Но вот анаконда снова положила голову. Тогда Джордж сделал скользящую петлю и осторожно накинул ее на змею и ствол. Конец веревки передал Мунозу, сидевшему в каноэ. Теперь настал самый неприятный момент: накинуть петлю на голову змее. Джордж кинул лассо, но промахнулся. Анаконда начала пятиться, слегка приподняв голову. Больше мы ждать не могли.

— Тяните, как только сможете, — скомандовал Джордж.

И мы начали тянуть так, что веревки врезались в руки. Но несмотря на все наши усилия, змея продолжала освобождаться. В приступе отчаяния я схватываю ее за хвост и сейчас же лечу в воду, сбитый сильным ударом. Анаконда просто стряхнула меня. Раскачиваясь из стороны в сторону, она освобождала себя сантиметр за сантиметром. Торгней, оставив камеру, посылая проклятия змее, кричал нам: «Оберните веревку вокруг змеи скорее». Но это было не так-то просто.

Наконец, Джордж, собрав веревку, пошел напрямик к анаконде и метнул лассо еще раз. Петля захлестнула змею, но в этот момент анаконда напряглась, разорвала веревку, привязывающую ее к дереву, и ушла под воду.

Единственное, что нас связывало с анакондой, — веревка Джорджа. Я бросился ему на помощь. Вместе нам удалось несколько подтянуть к берегу нашу жертву. Вода была мутной и напоминала кипящий котел: так сильно хлестала анаконда хвостом. Торгней и Муноз тоже спрыгнули в воду, спеша помочь нам. И вот анаконда на берегу. Но тут она вдруг свернулась клубком: вероятно, для того, чтобы защитить свою голову. Мы вытащили сеть, расстелили ее на берегу и упаковали анаконду в этот своеобразный тюк.

Все мы были грязные, мокрые и уставшие, но вдохновленные первой удавшейся охотой. Нашу первую анаконду мы назвали сеньоритой Аной. Сеньорита Ана путешествовала с нами всю дорогу до Швеции. И когда в Стокгольме я открыл ящик, то одеревяневшее тело не подавало никаких признаков жизни. Неужели она умерла. Нет. Просто она окоченела после продолжительного перелета Нью-Йорк — Стокгольм. Ведь мы летели на высоте двух тысяч метров, и ясно, что сеньорита Ана замерзла в багажном отделении.

Теплая ванна оказала на нее живительное действие: свернувшееся клубком тело начало подавать признаки жизни. Со свистом Ана открыла свою большую пасть и молниеносно захлопнула ее в ответ на прикосновение пучком веток. А когда потеплело в воздухе, она наслаждалась солнечными ваннами в боковых палисадниках около моего дома среди весенних цветов. Позднее она была переведена в Готенбургский аквариум, где ее ожидал специально приготовленный террариум.

Предпринятая нами вторая экспедиция оказалась более успешной: мы привезли четыре анаконды. Мне хочется рассказать про самую большую из них. В качестве проводника мы взяли Вилламизара, который считался лучшим охотником и рыболовом среди жителей Путумао. О нем говорили, что он знает джунгли, как карманы своих штанов. И, действительно, он нам доказал это. В двенадцатиметровом каноэ, принадлежащем Вилламизару, мы исследовали узкие стремнины, озера, водоемы, которые были полны горами веток и деревьями, поваленными ветром.

Попутно с поисками мы проводили большие исследования флоры и фауны, стараясь запечатлеть все это на пленку. Сезон приближающихся дождей и нездоровый климат сильно ограничивали наши сроки в поисках анаконды. Наконец, нам повезло. Прекрасная большая анаконда беззаботно взбиралась на берег. Нас было пятеро, и мы моментально приготовились к нападению. Специальное лассо, приготовленный для этого случая двухзубец — все было пущено в ход. Мы были полны решимости во что бы то ни стало не упустить анаконду. Борьба была яростной. Мы старались тянуть в свою сторону накинутую на анаконду сеть, падали в скользкую грязь. Анаконда свистела и пыталась стянуть нас в воду. Тем временем Курт суетился со своей киносъемочной камерой, стараясь зафиксировать все изворотливые действия змеи. Силе Болин — наш звуковой оператор — возился с лентами звукозаписи. Все наше внимание было сосредоточено на змее. Наконец, анаконда наша. Мы поместили ее в специально приготовленный для этой цели ящик. Вконец измученные, мы принялись измерять ее длину: она доходила до семи метров».

 

II

В нашей стране также имеются талантливые кинооператоры, занимающиеся съемкой диких животных и природы.

Киноработники А. М. Згуриди, Б. Г. Долин, Л. А. Антонов, братья А. и Е. Алексеевы, Г. А. Кабалов, М. М. Пискунов, П. П. Уточкин и другие создали не один увлекательный фильм. Их работа неотделима от постоянной консультации и повседневной помощи, которую они получали от ученых — зоологов П. А. Мантейфеля, А. Н. Формозова, С. С. Турова, Г. Г. Шубина.

В кинофильмах «Сила жизни», «В песках Средней Азии», «Во льдах океана», «Лесная быль» и других А. М. Згуриди проявил себя не только большим мастером кинематографии, но и умелым наблюдателем родной природы.

Не легко снимать такие фильмы. Они требуют исключительной настойчивости и большого организаторского таланта. Вот что рассказывает А. М. Згуриди об охоте с киноаппаратом: «Для того, чтобы заснять, казалось бы, самый “проходной” кадр, приходилось часто в течение нескольких дней беспрерывно дежурить у съемочной камеры, прячась от снимаемого объекта и всячески заглушая шум. Операторы нередко по восемь-десять часов проводили в специально устроенных шалашах, боясь показаться оттуда или сделать неловкое движение, могущее спугнуть зверя. Это своеобразная охота, но охота еще более сложная, чем с ружьем, когда охотнику не нужно ни солнечного света, ни определенного поведения и даже положения животного. Группе приходилось проводить упорную подготовительную тренировочную работу до съемки, прибегая к своеобразному «изменению» инстинкта животных. Сцены с хищниками, ведущими ночной образ жизни, потребовали «перевоспитания» зверей. Их «заставили» действовать днем, а не ночью. Для приучения к дневному образу жизни ночных животных были применены следующие методы: кормление их только в дневное время и дневные прогулки, абсолютная тишина и покой животных ночью».

Во время съемок фильма «Во льдах океана» режиссер Згуриди и работники его группы впервые в мире сняли на цветную пленку стада моржей в естественной обстановке. Один из операторов, снимая моржей, вместе с аппаратурой сорвался со льдины и упал в ледяную воду. И несмотря на это, он снял интереснейшие кадры.

В фильме «Лесная быль» умело сняты строительные работы бобров, забота о потомстве, поединок волка с бобром. Незабываемое впечатление оставляют кадры, снятые под водой.

Картина «Сила жизни» показывает нетронутые человеком лесные просторы и многочисленный животный мир: лисиц, горностаев, барсуков, белок...

Кинорежиссер В. Г. Долин создал ряд ярких кинопроизведений о жизни животных, в которых мы уже встречаем и элементы сюжета. В фильме «Закон великой любви» главным героем является маленький лисенок, оставшийся без матери. В картине «Звериной тропой» мы видим козерогов, обитающих в горах Тянь-Шаня. Этот фильм получил золотую медаль на международном кинофестивале в Венеции.

В одном из своих произведений — «История одного кольца» — режиссер Долин знакомит зрителей с историей двух аистов.

Фильм «Человек идет по следу» того же автора рассказывает о биологии и научных методах разведения соболя. Эта картина менее удачна. В ней много ложной занимательности и неверного показа фактов.

Много интересных съемок из жизни диких животных провел путешественник с киноаппаратом В. Шнейдеров. Он неоднократно бывал в пустынях Средней Азии, в горах и ледниках Памира, на Дальнем Востоке, в дельте Волги. И во время своих поездок он никогда не расставался с киноаппаратом.

Вот что он рассказывает о съемках в песках Средней Азии: «...Песок пучится, шевелится... Вот, наконец, какой-то бугорок высовывается на поверхность. 4 “бугорка” — два немигающих глаза. Это пошел на охоту песчаный удав.

Немало надо помучиться, чтобы заставить этого «актера» сниматься, да еще вести себя совершенно естественно. Однако долгое пребывание в ящике и голодовка быстро заставляют удава вести себя в песке естественно и не лежать, упрямо свернувшись клубком, а ползти туда, куда рука ассистента режиссера поместит приманку — ящерицу, привязанную к воткнутому в песок колышку.

Простых сурков и тех приходилось приручать к себе целыми днями. Эти зверьки были напуганы нашим появлением. Только издали можно любоваться их суетой у нор; стоит немного приблизиться с камерой и остановиться, как немедленно сурки усаживаются на задние лапки, настораживаются и, резким свистом предупредив об опасности соседей по колонии, ныряют в глубокие норки.

Даже еле слышный треск механизма камеры и движение руки оператора заставляют их на долгое время скрываться под землю.

Еще труднее выследить быстрых антилоп — джейранов, бродящих стадами по просторам песков. Обычные приемы здесь непригодны. Нам удалось снять джейранов совершенно случайно, соревнуясь с ними в скорости передвижения. Джейраны бежали, а мы догоняли их на автомобиле».

Во время съемок кинофильма «В зарослях Волжской дельты» группа кинорежиссера В. Шнейдерова сняла интересные сцены из жизни кабанов.

«Съемка кабанов стоила нам немало хлопот. Выждав окончание паводка и дав крепям обсохнуть, мы приступили к работе. В прошлую экспедицию мы уже сделали попытку с помощью специалистов-загонщиков отловить семью кабанов: секача, пару самок и несколько поросят, чтобы, поместив их в вольер, заснять наиболее выразительно.

Облюбовав место около речки на Обжоровском участке, где кабанов особенно много и они обнаглели настолько, что стали являться на огороды и копать по ночам картошку, мы соорудили из толстых бревен крепкий загон-вольер. Внутри этот вольер представлял собой большой участок нетронутых крепей, вполне удобный для съемок.

В этих крепях надо было выслеживать и отлавливать свирепых животных. Выследив лежбище кабанов, охотники поднимали их собаками и гнали зверей до тех пор, пока они не обессиливали и не садились на землю в изнеможении. Тогда, выбрав момент, один из охотников бросался сзади на кабана, хватал его за уши, валил и прижимал мордой к земле. Другие вязали зверя веревками, волокли в лодку и доставляли в вольер живым.

С отловом у нас все получилось хорошо. Но со съемкой в вольере ничего не вышло. Сердце разжиревших за лето зверей не выдерживало длительной погони, и они в первые же часы неволи погибали.

Испытав неудачу при отлове, мы были вынуждены перейти на метод «засидок» — ставить в определенном месте камеру, замаскированную ветками и тростником, и гнать на нее зверей с помощью загонщиков. Так нам удалось заснять ряд ценных кадров».

Широкую популярность получил фильм режиссера Б. Долина и К. Исаева «Крылатая защита». Фильм этот часто можно видеть на экранах клубов и особенно домов пионеров. В нем ярко раскрыта тема изменения векового инстинкта птиц и переселения их на новые места.

По-настоящему влюблены в природу А. и Е. Алексеевы. Снимая кинофильм «Повесть об охоте», они выступают и как режиссеры, и как операторы.

Преодолевая немалые трудности, авторы этой интересной киноповести засняли охоту на медведя, погоню за куницей, гон лисицы и т. д.

«Охота с киноаппаратом» оказалась значительно труднее, чем охота с ружьем.

...Вы сидите в зале кинотеатра и видите, как рысь нападает на косулю. Совершая прыжок с дерева, она своим телом закрывает весь экран. Съемка крупным планом такого «актера» потребовала целого ряда ухищрений. Для съемки этого кадра пришлось построить в лесу специальные вольеры. Здесь в течение нескольких дней рысь обживалась, привыкала к своей новой «квартире». И только уже тогда началась эта интересная съемка.

Впервые авторы фильма одновременно со съемкой проводили и запись «голосов» леса на пленку магнитофона.

Особенно много хлопот доставили глухари. Их «точение» бывает слышно всего в нескольких десятках шагов. И для того, чтобы услышать, и тем более записать на пленку такого «солиста», надо было подкрасться к нему совсем близко.

Оказалось, что запись лучше всего производить, когда осторожная птица заведет второе колено. Тогда глухарь уже ни на что не обращает внимания и подпускает совсем близко.

Для съемок крупным планом использовали звукозапись тока, сделанную раньше. «Чуфыканье» тетеревов, воспроизводимое магнитофоном, оказалось прекрасным средством подманивая птицы. И кто знает, может быть охотники ближайшего будущего для звукоподражания будут использовать портативные «охотничьи» магнитофоны?

Один из тетеревов, завороженный звуковоспроизведением, не только вплотную приблизился к кинооператору, но даже уселся... на микрофон.

Действуя вместо ружья киноаппаратом, авторы этого кинопроизведения запечатлели на пленке замечательные уголки среднерусской природы, чудесные пейзажи, неповторимые предрассветные туманы и чуть розовеющие сумерки на берегу озер и рек.

 «Охота» с киноаппаратом требует смелости, настойчивости, выдержки.

Режиссер Р. Кармен с группой советских и индийских киноработников создал цветной художественно-документальный фильм «Утро Индии».

В этой картине имеется целый ряд интереснейших кадров съемки диких животных. Здесь можно увидеть семейство диких слонов на водопое и, наконец, тигра в джунглях. Вот что рассказал режиссер Р. Кармен о съемке этого кадра:

«Неподалеку от каменной башни, в джунглях, индийцы положили приманку — убитого буйвола.

Я с кинокамерой в руках спрятался в башне и смотрел в узкую щель на небольшую поляну. Позади меня находились индийцы с заряженными ружьями. Медленно, плавно, кошачьей походкой выскользнула из зарослей тигрица и подошла к буйволу. То ли она услышала треск съемочного аппарата или почувствовала запах человека, но вдруг исчезла так же внезапно, как и появилась. Но кадр все-таки мне удалось заснять».

Наверное, многие видели кинокартину «Укротительница тигров». Здесь актриса Л. Касаткина и дрессировщица М. Назарова создали единый образ Лены Воронцовой.

Сейчас с участием бесстрашной укротительницы Маргариты Назаровой снят короткометражный фильм «Человек и зверь». Укротительница провела смелый опыт. Она выпустила своего воспитанника тигра Пурша в Уссурийскую тайгу. Ее многие отговаривали от этого опыта. Они считали, что, почувствовав себя в родной тайге, он уже никогда не вернется обратно.

Но выпущенный в тайгу тигр остался послушным дрессировщице. Одним из правил дрессировки является указание никогда не поворачиваться к зверю спиной. Но оказалось, что и здесь могут быть исключения. Укротительница надела на себя чей-то чужой ватник и сапоги и в таком наряде отправилась в тайгу, где бродил ее любимец Пурш.

Что же произойдет?

...Тигр, вплотную прижавшись к земле, осторожно крадется за девушкой, мощный прыжок — и вот он уже на спине укротительницы. Она падает на землю. Проходит мгновенье, и она уже его ласково треплет по шее. Зверь начинает лизать ей руки.

Все это сняли «охотники с киноаппаратом», операторы Дальневосточной студии хроники А. Кушешвили, И. Чешев и Л. Зильберг. Съемку они проводили из клетки, которая была поставлена в тайге.

Тиграм вообще повезло в кино. Еще в 1955 году здесь же, на Дальнем Востоке, был снят цветной фильм «Тигроловы» (операторы С. Меданский и А. Вергун). Это увлекательный рассказ о ловле тигров звероловными бригадами, возглавляемыми известными на Дальнем Востоке охотниками-тигроловами Игнатом Трофимовым и Прокопием Богачевым.

 Здесь съемка проводилась уже без всяких клеток. Вместе с тигроловами по следам зверя пошли и «охотники с киноаппаратами». Операторы эти были смелые люди. Документально снять такой фильм нелегко.

...На экране таежное село Карпун. Здесь почти в каждом доме можно встретить охотников-любителей. Вот один из них — знатный комбайнер Приморья — Игнат Трофимович Трофимов.

Дальневосточная тайга. Косуля, след соболя... А вот и сам соболь. Наконец, охотники нападают на след, очень похожий на тигровый. Яростно лают собаки. За зверем устремляются охотники и вместе с ними кинооператоры.

Собаки загнали зверя на дерево. Охотники вырубают рогатину. Вася Трофимов лезет на дерево, все ближе и ближе подбирается к леопарду. Наконец зверь не выдерживает и стремительно прыгает вниз. Здесь его поджидают собаки. Проходит несколько мгновений, и гордый зверь взят живьем.

Встреча с охотником удэгейцем — Володей Кулундзюгом. Он неподалеку видел след тигра. Начинается преследование. Внезапно перед охотниками появляется чудесный полосатый зверь...

Стрекочут киноаппараты. Все новые и новые метры пленки с эпизодами опасной встречи со зверем появляются в кассетах «охотников с киноаппаратом».

Удачная у них была «охота». Фильм этот посмотрели и еще посмотрят сотни тысяч людей.

Немало хлопот кинооператорам доставили и съемки морской выдры для научно-популярного фильма «На Тихом океане». Съемку вели на Курильских островах.

Съемочную аппаратуру тщательно замаскировали в бухте. Для того, чтобы не испугать редкого зверя, разговаривали только шепотом и ходили в резиновой обуви.

Кинооператор Ю. Воробьев, «охотясь» за выдрой, просидел в засаде целый день. Но зато его настойчивость была вознаграждена. Ему удалось снять кадры о самке редкого зверя, которая учит своего детеныша плавать.

Съемку крупным планом пришлось делать в специальном вольере.

 

III

Беспределен мир кинематографических иллюзий. Во время съемки фильмов можно создавать самые причудливые фантазии, устраивать настоящие «чудеса без чудес».

В кино можно управлять временем, ускорять и замедлять киносъемку. Зритель на экране нередко становится свидетелем чудесных превращений. Он видит, как из земли появляется растение, как набухают и распускаются почки, как постепенно зеленеют листья. То, на что в жизни требуются дни и месяцы, часы и минуты, в кино занимает нередко секунды.

 Благодаря кино, невидимый мир огромных скоростей становится доступным человеческому зрению. Применяя освещение многократно вспыхивающей искрой, можно получать миллионы изображений в секунду. Искусственные молнии, создаваемые в лабораториях ученых, имеют напряжение около трех миллионов вольт и длятся миллионные доли секунды. Однако заснятая на пленку сверхскоростным киноаппаратом, она длится на экране... десять секунд.

Сочетание микроскопа с киноаппаратом дает возможность наблюдать жизнь микроорганизмов и бактерий, показать явления и процессы, которые долгое время были скрыты от человека.

Широко применяется и рентгеносъемка. Она позволяет снимать на кинопленку работу внутренних органов животных. Используют «охотники с киноаппаратом» и телеобъектив.

Пучины морей и океанов долгое время оставались загадкой для людей. Сейчас человек с киноаппаратом, «охотник с киноаппаратом», спускается под воду и наблюдает подводный мир. Кинооператор, надев легкую водолазную маску, вместе с кинокамерой для подводных съемок опускается на дно моря и прогуливается по подводной тайге.

Кинорежиссер В. Долин, снимая фильм «В глубинах моря», много часов подряд проводил в подводном колоколе, укрепленном на якорях около скалистых Крымских берегов.

В фильме «Голубой континент», снятом итальянской кинофирмой «Дельфинфильм», кинооператор и его товарищи провели на дне Красного моря более десяти тысяч часов. Замечательные спортсмены, умелые пловцы, страстные охотники на рыб и морских животных, они были вооружены не только ружьями для подводной охоты, но и кинокамерой. Эта камера помогла им поведать с помощью экрана о многих «тайнах», скрытых водной толщей от жителей земли.

Проникает в море и электронный глаз. Уже разработаны телевизионные устройства, размещенные в батисфере и соединенные кабелем с телекамерами, устанавливаемыми на борту судна. Недалеко то время, когда в вечный мрак морских глубин будут спускаться вместе с телевизионными устройствами специальные кинокамеры, приспособленные для подводных съемок. В лучах прожекторов, освещаемых ультрафиолетовыми лучами, автоматически будут производиться съемки на глубинах, где еще никогда не бывал человек.

Подводная охота с киноаппаратом получает все более широкое распространение и у нас. Человек в рогатой маске, неуклюжих на первый взгляд ластах и с необычным ружьем путешествует по подводной тайге и проводит там не мало увлекательных минут...

Подводные охотники для спуска в море, озеро или реку надевают маску, снабженную респиратором или аквалангом — род легкого водолазного снаряжения с запасом сжатого воздуха или кислорода. При пользовании маской воздух для дыхания поступает через респираторные трубки, выведенные на поверхность воды. Продолжительность пребывания под водой в масках — не более одной минуты, глубина погружения — до десяти метров. Поэтому большинство подводных охотников пользуется аквалангами. Здесь запас сжатого воздуха или кислорода позволяет находиться под водой тридцать-сорок минут и спускаться на глубину в двадцать пять-тридцать метров.

Первым в Советском Союзе попытку снимать под водой сделал профессор В. П. Зенкович. Позднее над созданием водонепроницаемого бокса для съемок под водой работали Б. Буданов, А. Ионин и другие конструкторы. Наиболее удобным оказался для подводных съемок сваренный из листовой латуни бокс, в передней стенке которого имеется круглое окно, закрытое толстым зеркальным стеклом на резиновых прокладках. На корпусе бокса имеется ниппель. Перед съемкой через него накачивается воздух.

Обычно подводные кинооператоры, кроме съемочной камеры, берут с собой в подводные экскурсии еще специальные ружья. Эти ружья бывают арбалетные с резиновой тетивой, пружинные, заряжающиеся патроном, и ружья реактивного действия. Патроны для пружинных ружей содержат взрывчатое вещество или газ под большим давлением. Обычная длина этих ружей сто двадцать-сто пятьдесят сантиметров, убойная дистанция — от двух до восьми метров.

При подводных съемках и подводной охоте большое значение имеет способ передвижения. В СССР уже разработаны различные типы ласт для плавания, а также педальные и моторные субмарины. Подводный охотник держится за них или усаживается, как в седле. Некоторые «морские крылья» позволяют производить их буксирование с поверхности.

Подводный спорт, подводная охота и съемки под водой получили большое распространение на итальянском и французском побережьях Средиземного моря, в Калифорнии, Австралии. Здесь имеются многочисленные объединения и клубы, популяризирующие этот вид спорта. Часто можно увидеть здесь и кинофильмы, заснятые профессионалами и кинолюбителями во время подводных путешествий и прогулок по дну моря.

На Черноморском побережье, на Тихом океане, Азовском и Каспийском морях, на многих озерах и реках нашей Родины этот увлекательный спорт мог бы получить очень широкое распространение. Дело за выпуском снаряжения для подводной охоты и подводных съемок.

«Охота с киноаппаратом» очень увлекательна. Отправляясь в лес, в поле, к берегу реки, кинолюбитель-натуралист всегда найдет здесь много интересного.

Киносъемка животных во многом напоминает охоту на них с ружьем. Но эта «охота» значительно труднее.

Во время съемок живой природы надо проявлять много терпения, выдержки и изобретательности. Животные часто не хотят «позировать». Они не считаются с условиями освещения, прячутся в тень. Нередко покровительственная окраска не позволяет отличить их от окружающей обстановки. А бывает и так: солнце склонилось, начинает накрапывать дождь. Для охотника с ружьем все это не помеха. А вот кинооператору-любителю уже приходится откладывать съемки. Но тем интереснее бывают кадры, когда их приходится добывать с таким трудом.

Но отправляясь на «охоту» с киноаппаратом, надо быть хорошо вооруженным.

Для съемки мелких животных и растений на близком расстоянии очень удобно приспособление, называемое «Фоккад». Это приспособление представляет из себя линзы-насадки и полый прозрачный цилиндр. Цилиндр может быть изготовлен из стекла, плексигласа, целлулоида или отмытой широкой фотопленки.

Объекты съемки, находящиеся в передней плоскости «Фоккада», будут в фокусе и в кадре. Прозрачность стенок этого приспособления позволяет выбирать наиболее интересное положение снимаемого объекта.

Главное преимущество «Фоккада» в том, что он позволяет снимать в полевых условиях мелкие объекты крупным планом прямо с рук. Насекомые и пауки удерживаются при этом в кадре прозрачными стенками приспособления, как в клетке. При съемке под водой в переднюю плоскость «Фоккада» вставляют круглое плоское стекло, чтобы не замочить линз. Применение его значительно расширяет возможности киносъемочной камеры для натуралистических целей.

Нередко к животным, чтобы снять их на близком расстоянии, приходится подкрадываться, держа кинокамеру наготове. Большую пользу для таких съемок может принести и устройство маскировочных ширм и цветов, травы и кустов. Такую ширму, скрадывая животных, приходится осторожно продвигать перед собой.

Опытные любители-операторы используют для съемки животных маскировку, приручение и съемку на приманку.

Заметив, куда приходят животные, кинолюбитель устраивает из ветвей и травы шалаш. Спрятавшись в нем, он выжидает удобного момента для начала, съемок. Приходится прибегать иногда и к таким приемам: в местах, где предполагается провести съемки животных, устанавливается фальшивая камера-модель. Когда животное или птица, сидящая на гнезде, привыкнет к виду модели, ее заменяют настоящей камерой. Кинооператор прячется где-нибудь вдали и в нужный момент пускает аппарат в ход с помощью шнурка, привязанного к рычагу затвора. Хорошие результаты дает и приманка животных на падаль. Так, например, можно снять осторожных пернатых хищников. Для съемок быстродвигающихся животных иногда приходится увеличивать частоту съемок до 32, 48 и 64 кадров в секунду.

Создавая фильмы о родной природе, кинолюбители ставят перед собой задачу не только подсмотреть, выведать у природы ее сокровенные тайны и запечатлеть их на пленке, но и художественно обобщить материал, с которым они встречаются. Только такой живой, творческий подход к создаваемым фильмам обеспечит им успех и даст возможность снять действительно ценные и нужные произведения.

«Охотник с киноаппаратом» должен помнить, что он не только исследователь природы, но и художник. Снимая фильмы о природе, он должен производить отбор среди наблюдаемого и изучаемого им материала, уметь выделять главное, типичное, освобождаться от случайных деталей.

 

IV

Еще академик Иван Петрович Павлов писал: «На мой взгляд, кино — такое же орудие научного исследования, как и микроскоп и телескоп». Известны и слова выдающегося флотоводца и ученого, адмирала С. О. Макарова: «Нахожу, что кинематограф должен составить принадлежность каждой научной экспедиции».

Слова выдающегося академика и крупнейшего ученого оказались пророческими. Человек с киноаппаратом сейчас стал участником большинства экспедиций. Кино проникло в научные лаборатории, на заводы, в учебные заведения.

Такие выдающиеся советские ученые, как академики Вавилов, Чудаков, Бурденко, Филатов, Павловский и другие, придавали большое значение кино как методу научного исследования и сами были авторами и вдохновителями ряда киносъемок, «охотниками с киноаппаратом».

Наряду с развитием профессионального научного и научно-популярного кино, за последнее время все большее и большее распространение получает любительская научная кинематография.

Среди кинолюбителей «охотников с киноаппаратом» большой известностью пользуется научный работник, преподаватель географического факультета Ленинградского Государственного университета имени А. А. Жданова — Илья Иосифович Гомельский.

Его квартира на Васильевском острове в Ленинграде напоминает киностудию. На стене висят узкопленочные съемочные аппараты. В блестящих металлических коробках лежат снятые им фильмы. Чего здесь только нет! Здесь и животные зоологического сада, и насекомые, и ландшафты северной природы. Но самой заветной коробкой является одна — в ней фильм о храброй птичке-чечевичке. Его снимал ученый-кинолюбитель около Саблино, под Ленинградом.

 ...Вот и сегодня, как бывает часто, в комнате собралось много таких же страстных кинолюбителей, как и Илья Иосифович. После разговоров и споров о киноаппаратуре, объективах, пленке — решено посмотреть еще раз «знаменитый» фильм.

Быстро заряжается аппарат. На стену вешается небольшой экран. В комнате гаснет свет и вспыхивает луч прожектора. Все, что зрители видят на экране, «охотник с киноаппаратом» поясняет скупыми репликами ученого:

— Вы увидите сейчас, на что способна эта маленькая птичка, которую легко поместить на ладони...

И вы видите кадр за кадром, как эта маленькая храбрая птичка-чечевичка сидит на яйцах. Вот вылупились птенцы. Кругом все тихо, спокойно. Но вот появился враг. Около гнезда остановился человек с киноаппаратом. Птичка насторожилась. Глаза-бусинки с беспокойством следят за страшным чудовищем. К гнезду просовывается палец. Он больше головы сидящей в гнезде птицы. Палец очень страшный. Уже давно пора улетать прочь. Но материнский инстинкт удерживает это маленькое создание на месте. И когда этот палец приближается еще больше, птичка-чечевичка не выдерживает и стремительно бросается на него. Клювик у нее слабенький, и она не может его даже ущипнуть. Но она не уступает. Прогнать, защитить, спасти свое потомство во что бы то ни стало...

В Ленинграде кинолюбителей объединяет секция узкопленочного кино Дома ученых им. М. Горького Академии наук СССР. Здесь «охотники с киноаппаратом» собираются для просмотра своих новых работ, обсуждения планов дальнейших съемок, обмена опытом работы. Многие из членов секции уже не один год работают со съемочной камерой и сняли по нескольку биологических фильмов.

Большой известностью среди ленинградских кинолюбителей-ученых пользуется и член-корреспондент Академии наук СССР Л. Д. Максутов. Он является одним из крупнейших специалистов в области оптики. И интересно, что в его любительской камере стоит объектив, сконструированный под его руководством. Этой камерой он снял уже несколько любительских кинофильмов.

Профессор Б. С. Виноградов в пустыне Каракумы снял картину «Животные песчаных пустынь». Археолог профессор С. И. Руденко во время работ по раскопкам Горно-Алтайских курганов снял серию фильмов, посвященных его исследованиям и природе Алтая.

Заслуженной известностью пользуются фильмы профессора А. А. Корчагина о Дальнем Востоке. В этих картинах как бы вновь оживают страницы из книг путешественника и писателя Арсеньева. В эпизодах этих картин показаны замечательные пейзажи Дальневосточной тайги, природные богатства и своеобразная природа этих интереснейших районов нашей Родины.

Кинолюбитель А. И. Гусев снял несколько фильмов об Арктике.

 Краеведческие картины успешно снимают научные работники Т. Н. Волынина, В. К. Маляревский и другие. Этнограф К. В. Вяткина изобретательно сняла фильм о путешествии по Монголии. Она на пленке запечатлела животный и растительный мир, обычаи и быт этой интересной страны.

Любительская кинематография уже перешагнула стены частных квартир и стены научно-исследовательских институтов. Созданы первые киностудии в клубах и на заводах. Успешно работают любительские киностудии на заводе ВЭФ, Минской пленочной фабрике, Львовском паровозовагоноремонтном заводе, Харьковском электромеханическом заводе, на автомобильных заводах, в станице Аксайская Ростовской области. Свои первые шаги делает и пионерская кинематография. Школьники с киноаппаратом появились в Москве, Ленинграде, Киеве, Серпухове, Житомире и других городах.

Юные кинолюбители Москвы под руководством Н. М. Митрофанова в одном из подмосковных пионерских лагерей создали общество «Разведчиков природы». Вооружившись узкопленочными кинокамерами, эти юные «охотники с киноаппаратом» целые дни проводили среди лугов и полей, около рек и озер. Их «актеры» — это млекопитающие и птицы, рыбы и земноводные, которых они выслеживают и снимают на пленку.

«Общество» имеет свой ботанический сад, зоопарк и кинолекторий.

Группа юных кинолюбителей одной из пионерских киностудий решила снять фильм из жизни животных зоопарка. Перед тем, как начать съемки, они побывали в гостях у юных зоологов. Ребята из этого кружка занимаются изучением животных и их воспитанием. Они показали юным кинооператорам животных, которые являются врагами в природных условиях, но, воспитанные на площадке молодняка, изменили отношение друг к другу. Ребята повидали здесь льва и собаку в одной клетке. Рядом они видели содержащихся вместе рысь, лисицу и куницу. Но особенно их поразила кошка и ее воспитанники крысята. Котята и крысята вместе играют, и кошка внимательно следит, как резвятся ее родные и приемные дети. Познакомились юные кинолюбители и с жизнью в неволе белых медведей. И они увидели, что медведи совсем не такие увальни, как их часто себе представляют. Узнали они и о том, что бегемоты, жители жаркой Африки, содержатся в наших зоосадах при совсем другом температурном режиме. Зимой на морозе живут и львы, теплолюбивые индийские павлины, китайские золотистые фазаны и страусы «эму».

Все, что они видели в зоопарке, ребята показали в своей картине. Они ее так и назвали «Что мы видели в зоопарке».

И когда смотришь на экране фильмы юных кинолюбителей, удивляешься широкому охвату тем, правдивой и точной передаче окружающего мира природы, многообразию интересов юных «охотников с киноаппаратом».

 Армия кинолюбителей непрерывно растет. Сейчас киносъемками на узкой пленке занимаются люди самых различных профессий и разного возраста. Среди кинолюбителей — академики, врачи, инженеры, преподаватели, студенты, школьники. Известны имена кинолюбителей: академика И. Барабашова, профессоров А. Андреасова, О. Уманского, инженеров: А. Агупова, М. Аврутина, Я. Шпилер.

Фильмы, снятые кинолюбителями, находят широкое применение в пропаганде научных знаний, как своеобразная кинолетопись экспедиций и путешествий, охотничьих и туристских походов по просторам нашей Родины.

Уже сейчас можно увидеть любительские фильмы на экранах студенческой аудитории географического факультета Ленинградского Государственного университета им. А. А. Жданова, Государственного педагогического института им. Герцена, в Лесотехнической Академии им. С. М. Кирова, в Ленинградском горном институте, в Московском клубе туристов. Во время одного из просмотров был показан черновой материал будущего фильма об охоте и охотниках, снятый кинолюбителями Ленинградского горного института.

...Гаснет свет. На экране появляются первые кадры. Идут сборы на охоту. Отдых у костра в лесу, расстановка стрелков на линии облавы, сбор первых трофеев.

Засняты для фильма и выстрелы по поднимающейся стае диких уток, ловля щук на спиннинг.

У создателей этого самодеятельного фильма об охоте большие и интересные планы. Они собираются снять стрельбу по тарелочкам во время тренировок на стенде, зимнюю охоту. Намечено снять и выезд коллектива охотников-любителей на истребление «серых помещиков». Будет снят момент окружения леса шнуром с красными флажками, расстановка стрелков в белых халатах, стрельба по хищникам.

Профессор географического факультета Педагогического института имени А. И. Герцена А. Д. Гожев в начале 1957 года с группой советских туристов посетил Индию. Во время этого интереснейшего путешествия он ни на минуту не расставался с узкопленочной любительской камерой. Он из Ленинграда взял с собой более тысячи метров обратимой 16-миллиметровой кинопленки и снял полнометражный фильм «По Индии». В этом фильме не мало кадров, посвященных животным. Один из фрагментов этого фильма включен в киноальманах Дома ученых «Наука и жизнь на экране».

Интересные эпизоды снял для своего фильма «Путешествие по Карельскому перешейку» и ленинградский кинолюбитель М. А. Каше. Здесь и ловля лещей среди камышей глухого Голубого озера, и выслеживание водоплавающей дичи, и поездка в челноке по Журавлевскому озеру. Ярко и изобретательно рассказывается в этом любительском фильме о егере — Павле Чаусове, из охотничьего хозяйства добровольного спортивного общества «Спартак».

На экране проходят глухие места Карельского перешейка, охота на глухарей и тетеревов.

— Охота с киноаппаратом так увлекла меня, — рассказывает Михаил Амосович Каше, — что я и о ружье забыл. Со своей лайкой Лапкой мы целые дни проводили в лесу, в зарослях около озер.

Фильм, снятый на Карельском перешейке, показан. Пленка свернута в рулон и уложена в металлическую коробку. Но зрители — кинолюбители и охотники — долго еще не расходятся. Они обсуждают отдельные кадры, вспоминают замечательные места, которые только что видели на экране, и договариваются на днях посмотреть работы других «охотников с киноаппаратами». А таких «охотников» уже не мало. И с каждым годом их становится больше и больше.

Не мало любителей природы увлекается ружейной охотой, рыбной ловлей, фотографией. Но есть и еще одна «охота». Она каждому любителю родных просторов может доставить немало счастливых минут. Создать кинолетопись своих путешествий и охотничьих походов, еще раз посмотреть места, которые полюбились во время скитаний по лесам и полям, — разве не увлекает вас это?

И все это вполне осуществимо. Наша промышленность наладила сейчас выпуск любительских киносъемочных аппаратов 16-С-2 на одном из заводов Точприбор МПС СССР. Время от времени поступают в торговую сеть и камеры из Демократической Германии АК-8. Имеется в продаже и узкая 16-миллиметровая черно-белая, а в ближайшее время появится и цветная, обратимая кинопленка.

К сожалению, наша промышленность не выпускает оборудования для лаборатории кинолюбителя. Нет в продаже проявочных приспособлений, сушильных барабанов, станочков для склейки пленки и многого другого. Но все это не трудно изготовить своими руками.

Мы имеем сейчас все возможности широко начать «охоту с киноаппаратом». На первых порах могут быть и неудачи. Но они легко преодолимы.

Если возникнут вопросы или сомнения, можно обратиться к литературе, к более опытным товарищам, проконсультироваться в секциях кинолюбителей Московского и Ленинградского домов ученых Академии наук СССР, в фотокиносекции Московского клуба туристов, киностудии любителей.