Два шамана | Печать |
Оглавление
Два шамана
Черный шаман с горностаевой речки
Белый шаман с реки Тапсуй

Тимофеев Геннадий Николаевич


За восточными склонами Урала, в глухих, малодоступных лесах, раскинувшихся в среднем и нижнем течении Иртыша и Оби, на их притоках — Демьянке, Конде, Назыме, Казыме и Северной Сосьве с незапамятных времен жили остяки и вогулы (ханты и манси). В научной литературе они известны как обские угры, одна из ветвей финно­угорских народов. Этот таежный край в прошлом называли Югрой.

Отсюда, из Югры, из «стран полунощных» издревле купцы вывозили на Русь драгоценные меха соболей и горностаев, бобров, песцов и белок. Купцы рассказывали о том, что бывали в краях за Уралом, где живут «люди, Бога не ведающие, ни закона не приемлющие, сыроядцы, зверина же и гадская мяса снедающе скверна, а кровь пияху, яко воду».

Югра была окутана легендами.

Это был край многочисленных жертвенных мест: «акрополей» деревянных изваяний, идолов, истуканов, покой которых нельзя нарушать, потому что они, веками окаменевшие под дождем и солнцем, думают свою вечную думу.

Это был край шаманов, олицетворявших собой священную власть над югорской землей и ее народами. Шаманы были хранителями духовной культуры своих предков, у них была великая сила практических знаний, они обладали мудростью поколений. Это были особо талантливые люди...

Автору еще в довоенные годы удалось повстречать на Северной Сосьве шамана Инмара. Он был беден, правдив и честен. Он был неграмотным, не знал, что писали в Библии, не читал философских книг, но был убежден, что духовная жизнь вечна, а шаманы ее хранители.

Шаманы были хранителями и знатоками народной медицины, поэзии, музыки, натурфилософии. Они моделировали коллективное мировоззрение своего рода, соединяя в нем мудрость Востока и Запада. Все это зарождалось и выстраивалось в течение тридцати столетий в форме культовой практики, в общении со своими «духами». Сущность философии шаманства — это размышление над вечной проблемой в системе «мир-человек». Каждый шаман верил, что с помощью только ему известных духов обеспечивает безопасность своего племени и рода, что он может отводить нежелательные действия злых духов, исцелять недуги и лечить больных людей, спасая свой народ от вымирания.

Многие литературные источники и свидетельства очевидцев подтверждают, что шаманы могли истолковывать сны, предсказывать будущее, лечить болезни. Некоторые умело использовали ловкость рук и гипноз. Автор был на многих сеансах камлания шаманов в Восточной и Западной Сибири и присутствие гипноза в этих камланиях было бесспорным. Именно это в прошлом рождало бесчисленные легенды о шаманах. Категории шаманов, которые были связаны с «верхним» миром, с добрыми духами и «солнечным миром», отличали от тех, кто был связан с «нижним» миром (миром «теней), называя их разными именами.


Лесные истуканы
Лесные истуканы


«Белые» шаманы никогда не обращались к злым духам. Они были жрецами общеродового культа, которых считали божествами­ покровителями. «Белые» шаманы в ритуалах «хождения в верхний мир» имели одежду, плащ-палатку белого или красного цвета, украшали их белыми перьями птиц.

В мансийском селении Хулимсунте в 1943 году автору удалось слышать наставления старого потомственного шамана Пеликсина Василия Васильевича своему сыну Игнату: «Ты будешь белым шаманом. Камлать будешь только при свете молодой луны... но думай и не забывай, что такое Солнце, в чем его сила и тайна. Как можно меньше смотри на ущербную луну. Камлай за две недели от полнолуния...».

«Черные» шаманы-колдуны и кудесники наводили «мороку», «порчу», «сглаз», они могли «нагнать» черную «падучую» немочь на оленей, на людей.

Однако «белые» и «черные» шаманы в одинаковой степени впадали в колдовство, в магию. Они обладали теми тайнами магнетизма, той жизненной силой, которые в своих проявлениях имели свойства воздействовать на другого человека не физически-вещественными средствами, а с помощью гипноза лишали его сознательной свободы воли, «наводили» на людей сон, забытье, обладали даром ясновидения и предсказания.



 

Добавить комментарий

Уважаемые пользователи!
Данное сообщение адресовано, в первую очередь, тем, кто собирается оставить комментарий в разделе "Наши авторы" - данный раздел создан исключительно для размещения справочной информации об авторах, когда-либо публиковавшихся на страницах альманаха, а никак не для связи с этими людьми. Большинство из них никогда не посещали наш сайт и писать им сообщения в комментариях к их биографиям абсолютно бессмысленно.
И для всех хочу добавить, что автопубликация комментариев возможна только для зарегистрированных пользователей. Это означает, что если Вы оставили свой комментарий не пройдя регистрацию на сайте, то Ваше сообщение не будет опубликовано без одобрения администрации ресурса.
Спасибо за понимание,
администрация сайта альманаха "Охотничьи просторы"

Защитный код
Обновить