Упокой, Господи, душу... | Печать |
Оглавление
Упокой, Господи, душу...
Пришелец
Семейное предание
Продолжение легенды
Послесловие

Медведева Наталья Валентиновна

 

Распятие

Оно возвышалось над уютной полянкой в перекрестье двух лесных дорог. Собственно и дорог-то уже не было — за три десятилетия, что минуло с трагических лет принудительного переселения из окрестных деревень, они ощетинились молодой порослью и лишь угадывались просветами в вековом бору. Но округлая полянка-блюдечко и насыпной бугорок в основании Распятия каким-то чудом уцелели под натиском сорного леса. Густое разнотравье или Высший промысел охраняли издавна почитаемое место от погребения в бездушных дебрях буйной растительности.

Случайный путник, охотник или грибник могли бы мирно разглядывать вырезанную из дерева фигуру, предавшись своим мыслям в алтарной тишине зеленого храма. Ни шум ветра в кронах, ни птичий гомон, ни гуд шмеля не отвлекли бы его от созерцательного общения с безмолвным изваянием.

Мне часто случалось останавливаться там на отдых перед последним переходом к приютившей меня избушке в покинутой людьми деревне. Я специально прокладывал свои охотничьи маршруты таким образом, чтобы не обойти манящую полянку. Сидя в полегшей траве, наслаждался последним осенним теплом, вдыхал сладковатый запах увядания, ощущал лицом щекочущее прикосновение летящих паутинок, а в голове роились безответные вопросы и далекие от охоты построения. Кто этот безвестный резчик, превративший комель солидного дерева в культовую статую почти двухметрового роста? Что заставило водрузить ее в пяти верстах от ближайшего жилья? Не стремление ли уберечь Распятие в лихолетье массового разрушения храмов? Однако, по словам местного охотника, оно упоминалось еще в рассказах деда, помнившего Распятие с дореволюционных времен. Неразрешимой загадкой был и весь облик деревянной скульптуры, называемой здесь «Спасителем», «Христом», «Святым Распятием». Она не имела никакого портретного сходства с традиционным образом Сына Божия. Нижняя часть тела вместе с ногами скрывалась под складками покрывала, волнами ниспадавшего чуть не до земли. Хорошо развитый торс и сильные руки, ладонями пригвозженные к перекладине креста, искусно врезанной под лопатками, не согласовывались в восприятии с привычным изображением Иисуса. Особенно же изумляла голова — славянски широкоскулая с крупным носом и густой, волнистой гривой волос над высоким, покатым лбом. Окладистая борода, тоже волнистая, загнута вперед — такая могла быть у кузнеца, чья работа заставляет подолгу держать подбородок прижатым к груди. Взгляд широко поставленных глаз хоть исподлобья, но отнюдь не мученический. Многочисленные трещины и трещинки как открытые раны придавали зловещее, угрожающее выражение лику. Оно бы под стать Стеньке Разину или Емельке Пугачеву, а уж никак не смиренному иудею. Но разве не вправе каждый искать собственного Бога и соответственно изображать его? И еще, думалось мне, ведь устоял странный тотем несколько десятилетий под палящим солнцем и непогодами. Не попал в алчные руки собирателей, волнами набегавших на мертвые деревни в поисках старинных икон и предметов быта. Только вот кованый светец прогнил, изъеденный ржавчиной, лопнул и обруч, крепивший его к основанию креста. Я, помнится, раньше видел кучки прокорродированного металла, впоследствии всосанного землей. Конечно же и само Распятие неотвратимо двигалось к своему последнему часу — древоточцы и мураши источили приземную часть скульптуры, да и крест накренился и местами прогнил. К той нашей встрече левая рука с частью перекладины уже отвалилась и горкой влажной трухи лежала на земле. Разошедшийся «ласточкин хвост» кое-как удерживал оставшийся кусок крестовины, но, частично выпав из гнезда, отвалился от руки, и кованый гвоздь из ладони выходил в пустоту. Дни изваяния были сочтены, и я понял, что свидание наше — последнее. Однако я ошибался, нам предстояло встретиться еще.

 



 

Добавить комментарий

Уважаемые пользователи!
Данное сообщение адресовано, в первую очередь, тем, кто собирается оставить комментарий в разделе "Наши авторы" - данный раздел создан исключительно для размещения справочной информации об авторах, когда-либо публиковавшихся на страницах альманаха, а никак не для связи с этими людьми. Большинство из них никогда не посещали наш сайт и писать им сообщения в комментариях к их биографиям абсолютно бессмысленно.
И для всех хочу добавить, что автопубликация комментариев возможна только для зарегистрированных пользователей. Это означает, что если Вы оставили свой комментарий не пройдя регистрацию на сайте, то Ваше сообщение не будет опубликовано без одобрения администрации ресурса.
Спасибо за понимание,
администрация сайта альманаха "Охотничьи просторы"

Защитный код
Обновить